В соответствии с БК РФ внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы РФ наряду с бюджетами различных уровней. Они формируются и используются для исполнения расходных обязательств РФ по реализации конституционных прав граждан:
o на социальное обеспечение по возрасту;
o социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
o охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
o запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
o денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
|
|
o формируются в основном за счет страховых тарифов (взносов) работодателей;
o отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются соответствующими законодательными актами;
o денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
o расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда) в соответствии с утвержденными бюджетами фондов, исключительно на цели определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского);
o из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
К государственным внебюджетным фондам относятся:
o ПФР;
o ФСС РФ;
o ФФОМС.
К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
|
|
Государственные внебюджетные фонды в лице органов управления разрабатывают свои бюджеты, которые по представлению Правительства РФ принимаются Государственной Думой РФ в форме федеральных законов, не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов рассматриваются и принимаются Государственной Думой РФ в трех чтениях.
Принятые Государственной Думой РФ федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период передаются на рассмотрение Совету Федерации. После их одобрения Советом Федерации они передаются на подпись Президенту РФ и после подписания приобретают статус федеральных законов.
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Основным налоговым источником для формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ с 2001 г. являлся единый социальный налог (ЕСН), ставка которого была равна 26% от фонда оплаты труда работодателя. С 1 января 2010 г. данный налог был заменен страховыми взносами в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. Основная ставка страховых взносов в 2011 г. составляла 34%, а с 1 января 2012 г. была снижена до 30%. Взносы для основной массы плательщиков распределяются между фондами следующим образом:
o ПФР - 22%;
o ФСС РФ - 2,9%;
o ФФОМС - 5,1%.