В. вошел в историю философии как один из видных приверженцев неокантианства, выдвинувших лозунг «Назад, к Канту!» В. в рамках своей «понимающей социологии» внес в неокантианство теорию «идеальных типов», под которыми он понимал абстрактные понятия или утопические средства изображения индивидуальных исторических образований как «элементов действительности». Их утопизм («идеальность») заключается в том, что они лишь частично отражают особенности реальных феноменов действительности.
В. различает и связывает друг с другом «чистые идеальные типы», которые являются внеисторическими моделями, и «генетические идеальные типы», чья реальность частично подтверждается историческими фактами. Таким «идеальным типом» являются политика как «все виды деятельности по самостоятельному руководству» и государство как «человеческое сообщество, претендующее на монополию легитимного физического насилия».
Концепция В. относится к традиции «политического реализма» («трезвости и силы»). В. считает, что результат политической борьбы зависит от соотношения сил победителя и побежденного, а не от поиска морального самооправдания. Хотя в политике противники в равной степени стремятся к оправданию своих намерений их благородством, но при этом они ставят ответственность выше тщеславия, а дело выше его результата. В. противопоставляет «идеальные типы» «политика» и «святого».
|
|
В. видел суть развития европейской цивилизации в «расколдовывании мира», т. е. в повышении степени рациональности человеческих действий и социальной организации. В. определяет степень рациональности в зависимости от степени подчинения действий индивида его целям и средствам их достижения как величину, прямо пропорциональную свободе индивида и обратно пропорциональную силе оказываемого на него внешнего давления. Рост рациональности поведения происходит через смену видов социального действия.
В. выделяет два типа традиционного государства:
а) в патриархальном государстве (Византия) все социальные группы (сословия) подчинены абсолютной власти императора;
б) в сословном государстве (Западная Европа) зависимость сословий от правителя относительна, т. к. они являются автономными организациями и обладают определенными правами и общественными функциями.
Традиционное государство как «идеальный тип» статично и нежизнеспособно в случае неблагоприятного изменения ситуации. В этом случае традиционный тип сменяется харизматическим типом власти.
Политико-правовая концепция М. Вебера завершила формирование классического либерализма в Европе. Развитие индустриального урбанизированного общества в начале XX века показало ограниченность и неприменимость на новом уровне модели, основанной на абсолютизации прав и свобод индивида, парламентских выборах и разделении властей. В своих работах В. показал эту ограниченность и наметил новые пути исследования в теории политической власти, элит и партий, через сравнительный анализ западных и восточных политико-правовых систем.
|
|