Эстетический элитизм фридриха Ницше

Сущность эстетического элитизма Ницше заключается в том, что смысл деятельности государства он видит не в организации экономики или в охране своих границ, а в создании культурных ценностей как в проявлении космичес­кой борьбы сил.

Поэтому идеальным государством мыслитель считает ведическую Ин­дию, которую он воспринимает не в реальном историческом, а в мифоло­гизированном виде. Во главе Индии Ницше стояли брахманы, которые видели смысл своей жизни в изучении и творении Вед. В дальнейшей ми­ровой истории философ видит деградацию, воплотившуюся в снижении культуро творческого потенциала элиты. Ницше связывает эту деградацию со сменой язычества иудео-христианством как «религии господ» «религией рабов», которая заменяет волю к жизни страхом смерти, которая заставляет людей жить не ради жизни, а ради смерти.

Для Ницше «воля к власти» является абсолютной ценностью, свобод­ной от условностей морали. Для Ницше путь в рай возможен только через ад.

Но способность сверхчеловека к творчеству вызывает зависть окружающих его посредственностей, которая проявляется в их неопределенной вражде, соединенной с чувством бессилия. И чтобы ли­шить его этой способности, они создают религию и мораль равенства и сострадания ко всем людям, независимо от их силы, способностей и об­щественной полезности.

Н. видит ложь христианской морали равенства в том, что она заставляет людей делать все добрые дела не на основании внутреннего по­буждения, а на основании внешнего принуждения, в расчете на награду (в конечном счете, на райское блаженство) или из страха наказания (в конечном счете, перед мучениями в аду). Н. видит причину стремления человека к вере в Бога в его слабости и лени, в его стремлении к покою и безопасности, но это еще более ослаб­ляет человека. Он провозглашает свой лозунг «живи в опасности!» как прин­цип полноценной жизни сильной личности. По его мнению, трудолюбие естественным образом приводит человека к неверию во что-либо, кроме самого себя. Н. выносит христианству свой приговор: «Бог умер!», из чего сле­дует, что потусторонний идеал теряет свою созидательную силу и прекра­щает влиять на поведение людей. Вакуум исчезнувших религиозных авто­ритетов должен быть заполнен разумом и совестью самого человека, кото­рый берет на себя ответственность за окружающий мир.

Христианская мораль сострадания лежит в основе демократии и «го­сударства всеобщего благоденствия». Еще более негативно Н. оценивал социа­лизм - как последнюю стадию вырождения «расы господ» и окончатель­ное торжество «расы рабов».

Политико-правовая концепция Н. стала одной из наиболее яр­ких, спорных и неоднозначных в истории мировой мысли. В ней было покончено с однозначностью рациональных построений европейских мыслителей Нового времени и был намечен переход к многозначным ре­лятивистским конструкциям Новейшего времени. Идеи Н. оказали огромное влияние на современные исследования в области теории элит, государства, религии, морали и права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: