Философскую позицию Б. можно определить как ранний христианский экзистенциализм. Экзистенциалисты понимают «экзистенцию» как внутреннюю сущность человека, непостижимую для формально-логического мышления и раскрывающуюся лишь в моментах «пограничных ситуаций» между существованием и несуществованием, в контактах с «трансценденцией» божественного начала.
Б. определяет личность как метафизическую конструкцию вне социальных обстоятельств времени и пространства. По его мнению, совершенство божественного замысла заключается в наделении человека способностью к творчеству и внутренней свободой выбора между добром и злом. В акте выбора добра человек вступает во взаимосвязь с универсальной божественной гармонией и в этом достигает истинной «свободы в Боге». Свободный выбор человека основан на ограниченном знании действительности, что приводит человека к заблуждениям и к отклонениям от пути к провиденциальной цели. Мыслитель критикует приоритетность социальных форм над личностью.
|
|
Б. видит смысл жизни человека и всей мировой истории в познании источника мирового зла, в противоборстве с этим злом и в возвращении творения к Творцу. Б. критикует православие за подчинение церкви государству, за «обоготворение монархии» и уничтожение этим нравственного авторитета и творческой силы христианства. По мнению Б., «соборное» общество преодолеет атеизм и индивидуализм Нового времени, вернется к средневековому органическому коллективизму, но при этом сохранит достигнутый уровень рациональности и гуманизма, не позволит восстановить средневековое мракобесие и жестокость. На «соборном» уровне развития «духовная община» заменит государство, а общий труд и взаимопомощь заменят борьбу за власть и подавление личности. Б. рассматривал «новое средневековье» как будущий идеал, а в современной ему действительности он считал государство и право необходимыми средствами подавления в человеке грешного начала, обеспечения его средствами существования и защиты от природной стихии.
Б. критикует теории общественного договора, которые выводят государство из взаимодействия личности и действительности различного порядка.
Россия не может быть деспотией восточного типа, т. к. она является христианской страной со своей русской «женственной душой». Бердяев выделяет пять подобных периодов: киевский, татарский, московский, петербургский императорский и советский.
Б. считает, что российское государство в современном виде возникает в результате реформ Петра I. Б. считает, что «военный коммунизм» Ленина, ведущий к хозяйственной разрухе и к всеобщему уравнению в нищете, противоречит пониманию коммунизма Марксом как общественного строя, который основывался на росте производительности труда и повышении благосостояния всех слоев общества, в т. ч. и рабочих.
|
|
Персонализм Б. проявляется в его противопоставлении человека, как конкретного, и класса, как абстрактного объединения социальных интересов и психических черт.
Б. видит сущность русской революции в борьбе не классов, а представителей материального и духовного труда, варварства и культуры.
Политико-правовая концепция Б. интересна своей содержательной критикой европейских утилитаристских, позитивистских и марксистских концепций. Бердяев внес заметный вклад в понимание смысла, направления и закономерностей развития российской государственности, взаимодействия государственного аппарата, политической элиты, церкви и общества. Его концепция интересна своим глубоким анализом событий российской революции, процессов формирования социалистического государства, однопартийной политической системы и идеологизированной культуры.