Тоталитарная культура

 

Наука. В области естественных наук развернулась борьба против генетиков-морганистов (по имени американца Томаса Моргана, одного из основателей генетики). Академик Антон Жебрак лишился поста президента АН БССР за «антипатриотический» поступок — публикацию в американском журнале «Сайенс» («Наука») статьи с признанием недостатков биологической науки в СССР. Пострадал член-корреспондент АН БССР Александр Жирмунский за выступление на Международном конгрессе геологов. Советские учёные не имели права положительно оценивать достижения «буржуазной» науки. Позже Жебрака изгнали из АН БССР как «воинствующего морганиста».

Ни одно издание не могло увидеть свет без разрешения органа цензуры — Главного управления по делам литературы и издательской деятельности при Совете Министров БССР, созданного в 1951 г. Доступ специалистов к иностранной научно-технической литературе был резко ограничен. Её поступление в библиотеки, научные учреждения, проектные организации находилось под жёстким контролем партийных цензоров.

«Идеологически верная» концепция истории БССР разрабатывалась под наблюдением ЦК КПБ(б) и под опекой московских историков-академиков Бориса Грекова (1882–1953) — трижды лауреата Сталинских премий — и Анны Панкратовой (1897–1957).

Об А. М. Панкратовой стоит сказать несколько слов. Она была убеждённая сталинистка: вступила в большевистскую партию ещё в 1919 году, вела партийную работу в Украине и на Урале, преподавала в Академии коммунистического воспитания имени Крупской, в Комвузе имени Свердлова, в Военно-политической академии, с 1939 года и до конца жизни входила в состав ЦК ВКП(б). Панкратова являлась членом редакций крайне одиозных большевистских идеологических журналов «Борьба классов» и «Историк-марксист». Получила Сталинскую премию в 1946 году. Именно ей принадлежит следующий «перл»:

 

«Великий русский народ — первый среди равных в братской семье народов СССР. Он сыграл решающую роль в Октябрьской революции, в установлении власти Советов, в создании и укреплении Советского Союза, в построении социализма в нашей стране»[82].

 

Именно Панкратова была главным редактором и соавтором учебника истории СССР для средней школы, по которому десятки лет учились все советские школьники, и который служил образцом для создания «типовых» школьных курсов историй народов СССР. Основная идея последних заключалась в утверждении «прогрессивного характера присоединения» к Российской империи всех без исключения «национальных окраин». Дескать, русского колониализма никогда не было, а русификация нерусских наций — явление сугубо положительное!

По приказу «сверху» все краеведческие и исторические музеи БССР изменили свои экспозиции таким образом, что теперь они начинались с советско-германской войны. Делалось всё для того, чтобы беларуский народ не знал своего прошлого. Фактически людям внушали, что история беларусов началась только в 1919 году — с момента провозглашения БССР.

Литература и искусство. Каноны для беларуской литературы и искусства вырабатывали партийные чиновники в республиканском ЦК партии, которые, в свою очередь, руководствовались постановлениями ЦК ВКП(б) и «накачками» на инструктивных совещаниях в Москве. Например, поэтессу Констанцию Буйло обвинили в национализме лишь за то, что она посмела назвать Беларусь самым красивым уголком на Земле. Происходили повторные аресты литераторов.

Большинство писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, кинематографистов в послевоенные годы на разные лады прославляли Сталина и большевиков. В 1949 году в кандидаты на получение сталинской премии выдвинули от БССР художницу Софью Ли (она происходила из полукитайской семьи) — за серию полотен о Туруханской ссылке Сталина. Многие обратился к теме войны и партизанского движения.

В любых своих произведениях деятели искусства не имели право отступать от принципов так называемого «социалистического реализма». Это означало изображать жизнь не такой, какой она была на самом деле, а в соответствии с выдумками пропаганды, то есть, лишённой серьёзных общественных конфликтов, материально богатой, полной веры в счастливое будущее — и всегда под руководством партии. Творцы сталинской школы создавали в своих произведениях «большевизм с человеческим лицом», которого он никогда не имел. Тем самым они помогали сталинистам обманывать людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: