Что понимается под социальной статикой и социальной динамикой в теории О. Конта?
Фундаментальная социологическая теория, о необходимости которой О. Конт говорил неустанно и которую он стремился создать, призвана отразить социальную статику и социальную динамику. Социальной статикой он назвал объяснение причин сохранения порядка в обществе, его организованности, достижения общественного консенсуса (взаимного согласия) и гармонии.
Социальная динамика, по О. Конту, есть теория общественного прогресса, позитивных метаморфоз в обществе, так или иначе нарушающих его статическое состояние. Динамика подчинена статике, ибо «прогресс — это развитие порядка».
В связи с этим он настаивает на различении социологических законов двух разрядов - «законов порядка» и «законов прогресса»
О. Конт создал свою теорию общественного прогресса, суть которой (в предельно сжатой форме) можно представить так. Каждое последующее общественное состояние совершеннее предыдущего. Прогресс достигается развитием прежде всего сознания людей, проявляющимся в позитивных переменах в науке, морали и религии.
В истории человечества прогресс выразился в смене теологической стадии (периода господства традиционной религии, охватывающего рабовладение и феодализм) метафизической (временем крушения теологии и феодализма) и переходом от последней к «позитивной» фазе, основанной на позитивной науке об обществе, которая должна стать новой религией человечества.
Каждая из трех стадий рассматривается в двух аспектах: изменений человечества и изменений человека, что дает О. Конту основание говорить о четырех видах прогресса (материальном, физическом, интеллектуальном и морально-нравственном) и двух его типах — эволюционном и революционном. О. Конт — убежденный эволюционист, однозначно признающий целесообразность и полезность (как человечеству, так и отдельным людям) постепенных позитивных изменений в отличие от революций — резких, скачкообразных общественных преобразований.
Закон интеллектуальной эволюции в научной системе О.Конта
В самом начале своей брошюры «Дух позитивной философии», изданной в Санкт-Петербурге в 1910 г. О. Конт пишет: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная.
При этом первая стадия рассматривается как «чисто предварительная»; вторая представляет собой «только видоизменение разрушительного характера, имеющего лишь временное назначение — привести к третьей»; что касается третьей, то именно на ней, «единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».
Подчеркнем, что О. Конт здесь претендует на открытие универсального теоретического закона двойной эволюции на следующих основаниях:
1) эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к интеллектуальному развитию общества;
2) такого рода эволюцию претерпевает процесс развития отдельно взятого индивида (онтогенез) и человечества в целом или отдельных коллективностей (филогенез).