Теория эволюции Огюста Конта

Что понимается под социальной статикой и социальной динамикой в теории О. Конта?

Фундаментальная социологическая теория, о необходимости кото­рой О. Конт говорил неустанно и которую он стремился создать, призвана отразить социальную статику и социальную динамику. Со­циальной статикой он назвал объяснение причин сохранения порядка в обществе, его организованности, достижения общественного консен­суса (взаимного согласия) и гармонии.

Социальная динамика, по О. Конту, есть теория общественного прогресса, позитивных метаморфоз в обществе, так или иначе на­рушающих его статическое состояние. Динамика подчинена ста­тике, ибо «прогресс — это развитие порядка».

В связи с этим он настаивает на различении социологиче­ских законов двух разрядов - «законов порядка» и «законов прогресса»

О. Конт создал свою теорию общественного прогресса, суть которой (в предельно сжатой форме) можно представить так. Каж­дое последующее общественное состояние совершеннее преды­дущего. Прогресс достигается развитием прежде всего сознания людей, проявляющимся в позитивных переменах в науке, морали и религии.

В истории человечества прогресс выразился в смене теологи­ческой стадии (периода господства традиционной религии, охва­тывающего рабовладение и феодализм) метафизической (временем крушения теологии и феодализма) и переходом от последней к «пози­тивной» фазе, основанной на позитивной науке об обществе, кото­рая должна стать новой религией человечества.

Каждая из трех стадий рассматривается в двух аспектах: изме­нений человечества и изменений человека, что дает О. Конту основание говорить о четырех видах прогресса (материальном, физическом, интеллектуальном и морально-нравственном) и двух его типах — эволюционном и революционном. О. Конт — убеж­денный эволюционист, однозначно признающий целесообразность и полезность (как человечеству, так и отдельным людям) постепенных позитивных изменений в отличие от революций — резких, скачкообразных общественных преобразований.

Закон интеллектуальной эволюции в научной системе О.Конта

В самом начале своей брошюры «Дух позитивной философии», изданной в Санкт-Петербурге в 1910 г. О. Конт пишет: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбеж­но пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обык­новенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная.

При этом первая стадия рассматривается как «чисто предва­рительная»; вторая представляет собой «только видоизменение разрушительного характера, имеющего лишь временное назначе­ние — привести к третьей»; что касается третьей, то именно на ней, «единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».

Подчеркнем, что О. Конт здесь претендует на открытие уни­версального теоретического закона двойной эволюции на следую­щих основаниях:

1) эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к интел­лектуальному развитию общества;

2) такого рода эволюцию претерпевает процесс развития отдель­но взятого индивида (онтогенез) и человечества в целом или отдельных коллективностей (филогенез).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: