Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Теория эволюции Огюста Конта




Что понимается под социальной статикой и социальной динамикой в теории О. Конта?

Фундаментальная социологическая теория, о необходимости кото­рой О. Конт говорил неустанно и которую он стремился создать, призвана отразить социальную статику и социальную динамику. Со­циальной статикой он назвал объяснение причин сохранения порядка в обществе, его организованности, достижения общественного консен­суса (взаимного согласия) и гармонии.

Социальная динамика, по О. Конту, есть теория общественного прогресса, позитивных метаморфоз в обществе, так или иначе на­рушающих его статическое состояние. Динамика подчинена ста­тике, ибо «прогресс — это развитие порядка».

В связи с этим он настаивает на различении социологиче­ских законов двух разрядов - «законов порядка» и «законов прогресса»

О. Конт создал свою теорию общественного прогресса, суть которой (в предельно сжатой форме) можно представить так. Каж­дое последующее общественное состояние совершеннее преды­дущего. Прогресс достигается развитием прежде всего сознания людей, проявляющимся в позитивных переменах в науке, морали и религии.

В истории человечества прогресс выразился в смене теологи­ческой стадии (периода господства традиционной религии, охва­тывающего рабовладение и феодализм) метафизической (временем крушения теологии и феодализма) и переходом от последней к «пози­тивной» фазе, основанной на позитивной науке об обществе, кото­рая должна стать новой религией человечества.

Каждая из трех стадий рассматривается в двух аспектах: изме­нений человечества и изменений человека, что дает О. Конту основание говорить о четырех видах прогресса (материальном, физическом, интеллектуальном и морально-нравственном) и двух его типах — эволюционном и революционном. О. Конт — убеж­денный эволюционист, однозначно признающий целесообразность и полезность (как человечеству, так и отдельным людям) постепенных позитивных изменений в отличие от революций — резких, скачкообразных общественных преобразований.

Закон интеллектуальной эволюции в научной системе О.Конта

В самом начале своей брошюры «Дух позитивной философии», изданной в Санкт-Петербурге в 1910 г. О. Конт пишет: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбеж­но пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обык­новенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная.

При этом первая стадия рассматривается как «чисто предва­рительная»; вторая представляет собой «только видоизменение разрушительного характера, имеющего лишь временное назначе­ние — привести к третьей»; что касается третьей, то именно на ней, «единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».

Подчеркнем, что О. Конт здесь претендует на открытие уни­версального теоретического закона двойной эволюции на следую­щих основаниях:

1) эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к интел­лектуальному развитию общества;

2) такого рода эволюцию претерпевает процесс развития отдель­но взятого индивида (онтогенез) и человечества в целом или отдельных коллективностей (филогенез).





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 978; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8793 - | 6921 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.