Новый этап в развитии социальной мысли

Эпоху возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николо Макиавелли, Мишель Монтень, Шарль-Луи Монтескье – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшая общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

1, В работе итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469 - 1527) «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «История Флоренции» и др., итальянский политик и дипломат. Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Надо сказать, прообразом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

В работе «Государь» общество анализируется сквозь призму поведения политического лидера. Макиавелли сформулировал законы, объясняющие общественные явления:

*поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;

* правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;

* эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;

* подданные могут простить правителю все его жестокости, кроме лишения их имущества;

* умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. Если выполнение обязательств выгодно правителю, то их следует исполнить. В политике правит целесообразность, а не мораль. Эффективный лидер должен опираться на принципы: «Цель оправдывает средства".

Следующий шаг сделал английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество (по Гоббсу) - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах.

У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора, граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.

Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII в. - Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье.

С эпохи просвещения начинается новое время и зарождение капитализма. Именно в это время наука становится производительной силой общества, а на историческую арену выходят два класса, давшие начало двум разным ветвям или идеологическим вариантам социологии – буржуазия, из среды которой вышли средний класс (выразителем его устремлений стала западная социология) и пролетариат (выразителем его устремлений стала впоследствии марксистская социология). Важную роль в развитии представлений о государстве и обществе сыграл французский просветитель, правовед и философ ШарльЛуи Монтескье (1689-1755). В работе «О духе законов» (1748) сформулировал естественные и политические законы, которые обуславливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.

Естественные законы , действующие в догосударственном обществе:

· мир как первый естественный закон;

· хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище;

· стремление к общению.

Политические законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. На форму правления влияет размер территории. Закономерность такова, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические.

В целях наиболее эффективного управления обществом Ш.-Л. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга и, тем самым, препятствовали сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию.. Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли ХУШ-ХХ вв. К основным сочинениям относят также «Персидские письма» (1721).

Деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии требовали не абстрактного, а позитивного объяснения этих социальных процессов. Так, в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Анри Сен-Симона (1760-1825) был проведен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений, и главное, было отмечено изменение роли человека как активного субъекта исторического и социально-политического процессов. Таким образом, социология является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии социология стала сама воздействовать на социальную действительность.

Адам Смит (1723-1790) известен как классик буржуазной по­литэкономии, стимулировавший социологические исследования ка­питалистического общества и вооруживший социологов рядом ори­гинальных идей. Главная из них - осмысление общества не только и не столько как государства, сколько как «трудового и менового союза людей», т.е. как экономической системы. Не отрицая нуж­ности познания политических отношений, он настаивал на перво­степенной важности изучения экономических взаимосвязей людей.

Итак, объединенными усилиями Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Смита и других мыслителей XVIII — начала XIX вв. общество­ведение было доведено до такого состояния, когда возникла по­требность в создании новой науки об обществе, основанной на интег­рации достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

(Эпоха Возрождения и Нового времени (Возрождение-РЕНЕССАНС –ФР.)-ПЕРИОД В КУЛЬТУРНОМ И ИДЕЙНОМ РАЗВИТИИ СТРАН Зап. И центр. Европы (в Италии 14-16 вв.,в др. странах кон. 15-16 вв., откр. В области геогр.-Великие географич.открытия)(Идеи В. способствовали разрушению феод.-религ. представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшнгося бурж. общ-ва).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: