В чем суть метафизической стадии в теории эволюции О. Конта?

Далее наступает метафизическая (или абстрактная) стадия (с 1300 по 1800 г. эпоха Реформации, Французская революция). Она вытесняет сверхъестественные факторы в объяснении законов окружающего мира--природы и общества - - сущностями или оли­цетворенными абстракциями. Что такое сущности? Они, по Конту, имеют несколько двусмысленный характер. Ибо в каждой из этих метафизических сущностей, присущих конкретным телам (и в то же время не смешивающихся, не сливающихся с этими телами) ум человека может – по желанию или в зависимости от того, нахо­дится он ближе к теологическому либо позитивному состоянию — видеть либо действительную «эманацию сверхъестественной силы», либо отвлеченное наименование рассматриваемого явления. Другими словами, здесь человек «взывает к абстрактным сущно­стям, таким как природа».

Это, скорее, некое переходное состояние познания, потому что по природе своей данный метод носит прежде всего критический характер. Он главным образом отвергает, разрушает представления, сложившиеся на предшествующей стадии, не предлагая ничего конкретного взамен. Таким образом, задача этой стадии главным образом критическая, она подготавливает наступление третьей. Это ме­тафизическое состояние, говорит О. Конт, нужно в конечном счете рассматривать как своего рода хроническую болезнь, естественно

присущую нашей мысли (как индивидуальной, так и коллективной) на переломе между младенчеством и возмужалостью.

2.5. Чем характеризуется позитивная стадия в теории эволюции О. Конта?

По завершении метафизической стадии интеллект индивида (или коллективности) вступает в положительную, или реальную, или позитивную, стадию. Свое название она берет от базовой парадиг­мы, на которую О. Конт последовательно опирается в своем науч­ном творчестве: positive в переводе с французского означает «поло­жительный». Логика и суть этого метода научного познания, коротко говоря, состоит в том, чтобы применить к изучению со­циальных явлений приемы и методы, разработанные и зарекомен­довавшие себя в точных (или естественных) науках.

О. Конт при этом исходит из того, что всякое предложение, ко­торое недоступно точному превращению в достаточно ясное и прос­тое объяснение частного или общего явления, не может представ­лять реального и понятного смысла. Мы не можем устанавливать законы развития природы и общества, утверждает О. Конт. Мы мо­жем действительно постичь лишь различные взаимосвязи явле­ний и фактов, никогда не будучи в состоянии до конца проникнуть в подлинные причины их возникновения. Поэтому дело ученого наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на ос­нове этой систематизации выявлять определенные закономерности. О. Конт и его последователи—позитивисты — убеждены в том, что такие законы существуют, причем они универсальны как для природы, так и для общества. Стало быть, основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума (повторя­ем — и в индивидуальном, и в коллективном смысле), заключается в повсеместной замене недоступных определению причин простым исследованием постоянных отношений и связей между существую­щими явлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: