О.Конт – родоначальник социологии

«Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» и др.

Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную. Огюст Конт (1798-1857) жил в г. Монпелье, Франция, В 1817-1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.

Французское общество в этот период остро переживало кризис традиционных идеологических систем, на фоне интенсивного раз­вития науки и техники шли поиски справедливого общественного устройства. Истинная наука должна раз и навсегда отказаться от «вечных», неразрешимых вопросов, ко­торые нельзя подтвердить или опровергнуть фактами. Люди не мо­гут устанавливать законы развития природы и общества, можно лишь постичь различные взаимосвязи фактов и явлений, никогда не проникая до конца в подлинные причины их возникновения. Дело ученого - наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе проведенной систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности.

При изучении общества и общественных явлений необходимо ис­пользовать такие же методы, как при изучении неживой природы для получения подлинного «позитивного» знания. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценок и мнений исследо­вателя.

По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призван­ная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом универсализма.

Первоначально в его трудах социология даже называлась «социаль­ной физикой». В качестве основных методов новой науки были предло­жены: наблюдение, эксперимент, типологизация, сравнительно-истори­ческий метод

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит"идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­ксаспособом производства, то у О. Контаобразом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Структурной единицей общества считал семью, исходя из того, что любая система должна состоять из однородных элементов, поэтому подлинная элементарная единица общества должна содержать в себе социальную связь, т.е. группу, которая включает в себя, о меньшей мере двух человек, наиболее устойчивая и часто встречающейся группой является – семья, именно ее Конт назвал «ячейкой общества».

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.

Конт резко отграничил социологию от социальной философии (из которой она фактически вышла), призывая к тому, чтобы она отказалась от «умозрительных» рассуждений, метафизики и теологии. Социология должна была стать точной наукой подобно физике или биологии и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод и т.д. Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е., таких, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью известных фактов, доступных эмпирическому наблюдению. Подобный взгляд на науки, в целом достаточно распространенный в интеллектуальной среде Европы Х1Хв. и получивший название позитивизма, объясняется феноменальными успехами естествознания того времени. Конт, так же увлекшись достижениями естественных наук, развивает учение об органической аналогии, общество уподобляется организму, их развитие и структура сходны. Составными частями общества являются индивиды, и, подобно частям организма, они подчиняются целому, т.е., обществу.

История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. (В материалах можно встретить разночтения по поводу зарождения науки социологии. Если речь идет о науке, то наиболее точной датой ее основания следует считать 1826 г., когда Конт начал читать публичные лекции по курсу позитивной философии. Большинство авторов указывают на 1830 как начало издания «Курса …»(1830- 1842). Другие годом рождения социологии считают 1839-й, т.к. тогда был издан 3-й том «Курса..», в котором Конт впервые употребил термин «социология»).

Конт обосновывает необходимость и возможность появления этой новой науки на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхестественного (Стадия развития знания - знание носит мифологический, религиозный характер и основывается на вере. ЦитатаЧеловеческий дух.. воображает, что явления (социальные) производятся воздействием.. сверхестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся явления мира» -. Стадия развития общества – Эпоха, охватывающая Древний мир и Средневековье делится на три периода:

-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

- политеизм ( жизнью наделяются «фиктивные существа», боги (греческие, римские боги). Их вмешательством и объясняются все явления);

- монетеизм ( хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

На второй, метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Причин и других философских абстракций. (Стадия развития знания – знание оторвано от реальной жизни, носит абстрактный характер. «В метафизическом состоянии (человеческого духа) сверхестественные факторы заменены абстрактными силами, могущими сами собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит только в подыскании соответствующей сущности»). Стадия развития общества Эпоха революций (абстрактное знание приобретает критический характер, наблюдается кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно с XIV до начала XIX в. и охватывает собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических открытий, становление и развитие капитализма. Первой и второй стадиям соответствует военное общество, общество, нацеленное на войну, имеющее военно- авторитарный режим правления.

Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию позитивную или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Стадия развития знания – знание основано на опыте, эксперименте и носит научный характер. В положительном состоянии «человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений, последовательности и подобия». Стадия развития общества – Промышленное и мировое сообщество – начало этой стадии, т.е. индустриализацию общества, стабилизирующую все социальные процессы и делающую бессмысленной войну (ибо с помощью массового производства можно достичь во всех сферах общества гораздо большего, чем завоеваниями), и наблюдал О.Конт в первой половине XIX в.

Стадия развития знания Стадия развития общества (составить таблицу)

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Итак, французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. Конт совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии, выдвинул один из фундаментальных тезисов о необходимости эмпирической проверки знаний, ввел термин «социология» для обозначения новой науки об обществе;

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:

 

· для рассмотрения общества ввел термины «порядок» (уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями) и «прогресс» (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

· в социологии выделил два основополагающих раздела: «статику» (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и «динамику» (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

· (Статика изучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика в ыводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

· понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

· утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

· сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума («Закон о трех состояниях человеческого разума»): теологическая, метафизическая, позитивная.

· теологическая или фиктивная (с древнейших времен до 1300 г. Охв. Древность и раннее Средневековье) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям. Делилась Контом на три периода: фетишизм (люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов); политеизм (жизнью наделялись «фиктивные существа» (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее; монотеизм (единобожие в лице христианства).

· метафизическая или абстрактная стадия (1300-1800 г.г. эпоха Реформации, Французская революция) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ним общественного порядка. Эта эпоха породила революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества»;

·

позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия - правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству; (По Конту, общество проходит в своем развитии три стадии, связанные с прогрессом «типов познания» (прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума):• примитивные общества - теологическое познание;• феодальное общество - метафизическое познание;• индустриальное общество - «позитивное», т.е., научное познание. Эволюция общества заключается в том, что оно становится все более сложным, дифференцированным, специализированным).

· вершиной пирамиды, состоящих из шести базовых научных дисциплин (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология), по мнению Конта, является социология. Именно она венчает вершину контовской «иерархии наук», поскольку ее объект обладает максимальной сложностью и носит узкоспецифический характер. Математика лежит в основании пирамиды в силу максимально широкой применимости этой научной дисциплины ко всем объектам изучения.

.

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: