Чем характеризуется теологическая стадия

На теологической (или фиктивной) стадии (охв. Древность и раннее Средневековье (до 1300г.) человеческий ум пытается объяснить окружающие его и природные, и социальные явления воздействием сверхъестественных сил. Однако при этом, особенно па ранних этапах данной стадии ум человека парадок­сальным образом «объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с самим человеком». Главная особенность этой стадии, считает О. Конт, состоит в том, что человеческий разум, будучи еще не в состоянии разрешить даже простейшие на­учные проблемы, «жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возник­новения — словом, стремится к абсолютному знанию».

Теологическая стадия интеллектуальной эволюции имеет свою внутреннюю периодизацию. Она начинается с фетишизма, когда всем внешним телам приписывается жизнь, аналогичная челове­ческой. Затем наступает политеизм: он выражается в том, что ма­териальные предметы и явления лишаются одушевленности, кото­рая теперь переносится на различные вымышленные (как правило, невидимые обычному человеческому взгляду) существа. И имен­но непрерывное активное вмешательство этих более или менее могу­щественных существ становится прямым источником всех внешних явлений, включая и человеческие действия. Высшей фазой этой ста­дии становится монотеизм, когда главным и единственным источ­ником всего сущего признается некое верховное существо - все­могущее и единое, устанавливающее мировой порядок. Появляется ощущение необходимого подчинения всего и вся, всех явлений и событий неким единым, установленным этим высшим существом законам. Это уже, в сущности, довольно высокая ступень познания,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: