double arrow

Раздел 3. Развитие общества и мировая система

Вводные замечания

Общество развивалось на протяжении приблизительно 40 тыс. лет. Совсем недавно (по историческим меркам), а именно 5—6 тыс. лет назад общество перешло на государственную ста­дию своего развития. В течение почти всего этого времени оно оставалось традиционным (доиндустриальным). Только 250 лет назад в связи с возникновением капитализма из недр доиндустриального общества рождается индустриальное. Наконец, 25— 30 лет назад наиболее развитые страны вступили в высшую фазу эволюции — в постиндустриальное общество.

Локомотивом исторического движения общества выступает научно-технический и социальный прогресс. Это 2 стороны одного явления. Социальный прогресс происходит в двух формах — рево­люции и реформы. Примером реформистского пути развития вы­ступает понятие модернизации, которая принимает два вида - органической и неорганической. Завершением всемирно-истори­ческого процесса модернизации выступает образование глобального общества. О глобализации общества писал еще в 1973 г. основа­тель концепции постиндустриального общества Даниэл Белл.

Научно-технический прогресс

Что такое научно-технический прогресс?

Что понимается под движущимися факторами

И основой НТР?

Научно-технический прогресспостепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии но­вым, более совершенным за счет внедрения достижений науки. В данном выражении 2 составные части: наука и техника. Наука создает новые идеи, теории и приборы, а техника - конечный ре­зультат внедрения научных идей в практику. В связи с этим целе­сообразно различать 2 процесса: а) технический прогресс, б) науч­но-технический прогресс. Если считать науку источником про­гресса, а технику — ее конечным результатом, то отсюда можно заключить: если нет источника, то не будет и результата.

Технический прогресс - эволюционный процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым и более со­вершенным. Технический прогресс может быть глобальным и локальным. Глобальным считается технический прогресс человеческого общества в целом. Действительно, в сравнении с пер­вобытным состоянием наши технические возможности значи­тельно развились. Локальным называется любой общенацио­нальный или региональный, охватывающий ряд стран, конти­нент, часть континента технического прогресса.

Специалисты различают следующие параметры технического прогресса;

• скорость прогресса;

• типология прогрессов;

• последствия прогресса;

• причины прогресса;

Причины - это совокупность факторов, способствующих ускорению технического прогресса либо вызывающих, его по­явление на свет. Факторы, тормозящие технический прогресс, называют антипричинами. Социологию интересуют макропри­чины и макроантипричины. Так, известно, что частная соб­ственность в большей мере способствует техническому про­грессу, чем коллективная. Это доказано всей историей чело­вечества. Движущим фактором технического прогресса вы­ступают изобретения и открытия. Изобретения — это то, что ис­кусственно создал человек благодаря своему разуму и воплотил в материал благодаря своим рукам. Открытие — это то, что су­ществовало в самой природе до и независимо от человека, а человек благодаря своему уму или приборам лишь обнаружил в ней. Открытие фаз Луны или спутников Юпитера — это от­крытие, а создание телескопа, благодаря которому все это уда­лось увидеть, есть изобретение. Крупные технические изобре­тения кардинально меняли образ жизни и поведение людей. Та­ких изобретений можно выделить не бесконечное множество, а очень ограниченный круг.

Основой научно-технического прогресса служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в XVIII в., только во второй половине XX в. он стал подлинным единством двух обла­стей человеческой деятельности. Один из ведущих социологов современности Даниэл Белл высказал по этому поводу следую­щее: «Каждое общество функционировало на основе знания, но только во второй половине XX в. произошло слияние науки и ин­женерии, изменившее самую сущность технологии. Промыш­ленные отрасли пока что доминирующие в обществе, — стале­литейная, моторостроение, электротехническая, телефонная, авиастроительная — представляют собой «промышленность XIX в.» (хотя литье стали было освоено в XVIII в., а авиация — в XX в.) в том отношении, что все они были созданы «талантливыми жес­тянщиками», которые работали независимо от какой бы то, ни.было науки и в полном неведении. Александр Белл — изобре­татель телефона - был преподавателем ораторского.искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разра­ботавший доменный процесс для усовершенствования литья пу­шек, не знал научных работ Генри Сорби по металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изоб­ретательный и талантливый из этих «жестянщиков» (среди про­чего, он изобрел электрическую лампу, фонограф, «движущиеся картинки»), был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Клар­ка—Максвелла по электромагнитным свойствам вещества».

Технический прогресс начался миллионы лет назад, а науч­но-технический прогресс - это лишь поздняя стадия техниче­ского прогресса. Она стала возможной с превращением науки в движущую силу общественного производства. Научно-техни­ческий прогресс в узком смысле означает совершенствование техники и технологии только на основе систематического при­менения на практике научных знаний. В узком смысле о нем можно говорить как о синониме технического прогресса. Около 2 млн лет назад появились новые орудия труда, отсчитывающие начало технического прогресса. Но только 250 лет назад про­изошла индустриальная революция, когда появление науки Нового времени сделало возможным объединение двух начал — науки и техники, предопределив старт научно-технического прогресса, прошедшего более короткий путь от промышленных фабрик до компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

XVII в ознаменовался бурным развитием естественных и точ­ных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естество­испытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, ставшую основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Руаяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах про­мышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание — сила» стал отражением духа новой эпохи.

Научно-технический прогресс тесно взаимосвязан с эконо­мическим укладом общества. Одни уклады способствуют его раз­витию в большей степени, а другие — в меньшей. В годы совет­ской власти отечественные философы пытались доказать, что социализм в гораздо большей мере способствует развитию науч­но-технического прогресса, чем капитализм. Однако за 70 лет его существования выявилось серьезное отставание социалисти­ческих стран от капиталистических. Советские ученые даже за­говорили о временном регрессе. В частности, НИИ, академичес­кие институты, предприятия оборонного комплекса в условиях неплатежей и отсутствия госзаказа вынуждены переходить на выпуск примитивной, ненаукоемкой продукции, на которую су­ществует спрос на рынке. В результате квалификационный по­тенциал теряется, и в будущем, с переходом к нормальным условиям, его не удастся восстановить. Прекращение государствен­ного субсидирования вынудило многие колхозы переходить от машинной к конной и ручной тяге, восстанавливать давно забы­тое натуральное хозяйство, развивать бартерный обмен, выда­вать зарплату продукцией, трудиться на устаревшей и изношен­ной технике.

Научно-технический прогресс открывает широкие возмож­ности для внедрения станков с числовым программным управле­нием (ЧПУ) типа «обрабатывающий центр», развития комплекс­ного автоматизированного производства, замены отдельных станков автоматическими системами машин, применения дис­танционных методов управления. Все это позволит сократить, а затем полностью ликвидировать ручной труд, вывести человека с тех участков, где условия труда оказывают отрицательное воз­действие на здоровье, и в конечном счете сберечь дополнительно миллионы рабочих рук.

Что представляет собой промышленная революция? Какие стадии в ее развитии выделяют ученые?

Промышленная революцияпроцесс глобального преобразова­ния общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального историческо­го процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии. Первым это сделал американский социолог Д. Белл. Все стадии связаны с развитием промышленных техноло­гий. Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя. Между 1765 и 1776 гг. Джеймс Уатт (1736— 1819) усовершенствовал паровую машину, превратив ее в рента­бельный источник энергии. Сам Уатт использовал паровую-маши­ну только для откачки воды из шахт; именно для этого она и была изобретена Томасом Ньюкоменом в начале XVIII в. Но один из ве­дущих производителей металла в Англии быстро понял, что усовер­шенствованную паровую машину можно также применять для по­дачи воздуха в домну, и сделал заказ на вторую машину, изготовлен­ную Уаттом. Компаньон Уатта Мэтью Боултон (1728—1809) сразу же сообразил, что паровую машину можно использовать в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства, особенно в крупнейшей из всех обрабатывающих отраслей — тек­стильной. Тридцать пять лет спустя американец Роберт Фултон (1765—1815) пустил по Гудзону первый пароход. Еше через 20 лет паровой двигатель установили на колеса, и получился паровоз. К 1840, самое позднее — к 1850 г., паровой двигатель полностью из­менил все виды производственных технологий, от изготовления стекла до печатного дела. Произошли коренные изменения в облас­ти дальних сухопутных и морских перевозок, начались преобразования в сельском хозяйстве. К тому времени паровая машина при­менялась по всему миру, за исключением Тибета, Непала и внут­ренних районов тропической Африки.

Паровой двигатель — новый генератор энергии — требовал столь значительных вложений капитала, что ремесленники уже не могли финансировать свои средства производства и вынуж­дены были уступить руководящую роль и управление капита­листам.

Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему, стало возможным широкое приме­нение электрической энергии и передачи ее на расстояние, со­здание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов. Третья осуществляется се­годня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуни­каций.

Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро перешла от ремесленного производства к машинному. Это дало ей огромные преимущества перед другими странами. Уже в середине XIX в. она производила больше половины мировой промышленной продукции. Вторая технологическая революция во многом со­действовала тому, что в конце XIX-начале XX в. развитие эко­номики в передовых капиталистических странах стало осуществ­ляться небывало высокими темпами. В 1880—1913 гг. ежегодный прирост производства здесь составлял около 3%. После Второй мировой войны вплоть до начала 70-х гг. XX в. экономика разви­тых стран продемонстрировала самые высокие темпы роста про­изводства, которые превышали уже 5% в год. Именно в это время для всех стало очевидным огромное значение науки и техники для общества.

Последствия промышленной революции колоссальны. Насе­ление нашей планеты с начала XX в. выросло более чем в 3 раза, а объем мирового промышленного производства в настоящее вре­мя в 20 раз выше, чем он был в начале XX в. Темпы промышленно­го производства выше темпов прироста населения. Во многом они достигаются благодаря тому, что численность сельского населе­ния сокращается, а городского — возрастает. В 1900 г. в городах жило около 10% людей, а в 2000 г. — около 50%. В 2000 г. около 22% населения нашей планеты будут жителями городов-милли­онеров. Это означает, что выросло с начала XX в. в 20 раз. Передо­вые технологии создают горожане. Промышленность прирастает городом. Урбанизация — прямое следствие промышленной рево­люции. Она же - ее двигатель. Промышленная революция, длив­шаяся гораздо меньше аграрной, по интенсивности и последстви­ям давно превзошла ее.

Другой ученый, видный теоретик науки управления П. Дракер согласен с тем, что промышленная революция происходила в 3 этапа.

На первом этапе длившемся с 1750 по 1880 гг., научные знания использовались для разработки орудий труда, производственных технологий и видов готовой продукции. Стремительное развитие техники привело к такой потребности в капитале, которая во мно­го раз превосходила возможности ремесленников. Новая техника и технология требовали концентрации производства, т. е. перехо­да к мануфактуре. Накопленные знания невозможно было эффек­тивно применить в десятках тысяч мелких мастерских в городах и в кустарном производстве на селе. Для этого требовалось сосредо­точить производство под одной крышей.

Для применения новой техники и технологии требовалось много энергии, источником которой служили вода или пар и кото­рую невозможно было поделить между множеством мелких про­изводителей. Производство, основанное на умении, навыках и мас­терстве ремесленников, сменилось производством, основанным на технике и технологии. В результате чего капиталисты заняли центральную позицию в экономике и общественной жизни. Раз­витие техники потребовало концентрации капиталов, а она поло­жила основание для формирования капитализма.

Всего за полтора столетия капитализм и технический про­гресс завоевали весь мир. Вплоть до 1750 г. крупные предприятия принадлежали не частным владельцам, а государству. Но уже к 1830 г, в странах Запада преобладали крупные частные капита­листические предприятия. Еще через 50 лет они распространи­лись по всему миру.

На втором этапе, который начался приблизительно в 1880 г. и достиг своей кульминации в конце Второй мировой войны, научное знание стало применяться к трудовой деятельности. Результатом стала революция в производительности труда, кото­рая за-75 лет превратила, пролетария в среднего буржуа с до­ходом, приближающимся к уровню представителей высшего сословия. Этот этап именуется революцией в производительно­сти труда. В 1750 г. капиталисты и пролетарии все еще пред­ставляли собой маргинальные группы; собственно говоря, пролетариев - в том смысле, в котором это слово использовалось в XIX в., т. е. промышленных рабочих, - почти еще не было. К 1850 г. капиталисты и пролетарии превратились в наиболее динамичные классы. Они быстро становились доминирующи­ми классами общества повсюду, куда проникали капитализм и современная техника.

Применение знания к организации труда, состоявшееся в кон­це XIX—начале XX в. благодаря деятельности американских ин­женеров, объединившихся в движение за «научный менеджмент» во главе с великим рационализатором Фредериком Уинслоу Тей­лором (1856—1915), обеспечило взрывной рост его производи­тельности. В течение столетий способность рабочих производить или перемещать изделия не увеличивалась. С появлением станков объем производства возрос. Но производительность самих рабо­чих оставалась не выше, чем у мастеров Древней Греции, строите­лей дорог Римской империи или ткачей, производивших каче­ственные шерстяные ткани, которые обеспечивали благосостоя­ние Флоренции в эпоху Возрождения.

Когда Тейлор применил знание к организации труда, произ­водительность стала повышаться ежегодно на 3,5—4%, т. е. удваи­ваться примерно за 18 лет. С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась в 50 раз. Этот беспрецедентный рост и явился осно­вой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран.

Выгоды от роста производительности труда воплотились в уве­личении покупательной способности населения и повышении жизненного уровня, а также в увеличении продолжительности свободного времени рабочих. Еще в 1910г. рабочие развитых стра­нах трудились столько же, сколько и во все прежние эпохи, т. е.не менее 3 тыс. часов в год. Сегодня японцы работают 2 тыс. часов в год, американцы — 1850, немцы —1600, а почасовая производи­тельность их труда в 50'раз выше, чем 80 лет назад. Другими прояв­лениями роста производительности стали развитие системы здра­воохранения (доля расходов на медицинское обслуживание в объеме валового национального продукта развитых стран вырос­ла практически с нуля до 8—12%), а также на образование (рост соответствующего показателя составил от 2 до 10%).

Последний этап начался после Второй мировой войны. Се­годня знание уже применяется к сфере самого знания, и это мож­но назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превра­щается в определяющий фактор производства, отодвигая на зад­ний план и капитал, и рабочую силу. Современное общество определяют как «посткапиталистическое». Этот третий этап можно определить как революцию в сфере управления. Как и на двух предыдущих этапах — применения знаний для разработки орудий труда, технологий, видов готовой продукции и применения знаний к процессам трудовой деятельности, революция в управлении охватила весь мир. Промышленная революция проникла во все сферы жизни и приобрела всемирный масштаб за сто лет - с середины XVIII до середины XIX в; Столь же широ­кого масштаба революция в производительности труда достигла за 7 десятилетий — с 1880 г. до конца Второй мировой войны. Ре­волюция в управлении продемонстрировала те же результаты ме­нее чем за 50 лет - с 1945 по 1990 г.

Сегодня в научной литературе каждый исторический этап ПР приобрел самостоятельное порядковое название. Специалисты говорят о Первой, Второй, Третьей ПР. Первая ПР не останови­лась на изобретении гидравлического ткацкого станка: револю­ционные перемены затронули искусство, науку, бизнес, формы государственного правления, саму организацию общества и в ко­нечном счете даже образ мышления людей. То же относится и к так называемой Второй ПР 70-х гг. XIX в., которая создала не только современные промышленные предприятия, но также иерархию в бизнесе и бюрократическое общество. Сегодня мы являемся свидетелями широкомасштабных перемен, происходя­щих под воздействием информационной революции. Переворот, вызванный появлением полупроводниковой интегральной схе­мы особенно микропроцессора, — оказал огромное влияние на все стороны современной жизни.

В чем сущность информационной революции? Каковы ее последствия?

Под информационной революцией подразумевается совокуп­ность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельно­сти общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первой стало изобретение письменности 5—6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем — независимо, но несколько тысяч лет спустя — в Китае, и еще на 1500 лет позднее — майя (письменность- иероглифическая письменность майя – группы родственных по языку индейских племен в Центр. Америке, создавших древнюю культуру) в Централь­ной Америке. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют со­бой деловые расписки и правительственные документы, летопи­си или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встре­титесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая кон­цепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши -знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточ­но быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало клю­чевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.

О первых двух революциях у нас нет практически никаких до­кументов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Гре­ции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся ки­тайская цивилизация и система государственного устройства ос­нованы именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирование письменных материалов путем воспроизведения текста от руки — дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить зна­ния. Переписывание сказывалось и на точности передачи зна­ний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.

Третья информационная революция произошла после изоб­ретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки пример­но в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и приме­ненный им метод съемных шрифтов способствовали его рас­пространению.

На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Евро­пе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сот­ни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката 6 дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать 4 страни­цы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; еже­годная производительность, таким образом, составляла 1200— 1300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпля­ров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатни­ков могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, перепле­тенных в 125 000 готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1200—1300, которые мог изготовить мо­нах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV в.— на момент изобретения пресса Гутенбер­гом — книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 стра­ниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная кресть­янская семья могла ее приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной ре­волюции было по крайней мере одного порядка с тем, что про­изошло в ходе сегодняшней, четвертой революции.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформа­цию(широк. обществ.-полит. и религиозное движение в Зап. и Центр. Европе 16 в., принявшие форму борьбы против католической церкви, нач. в Германии., появиление протест. Церкви: лютеранская (М Лютер), кальвинистская (Ж.Кальвин)и др.) Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созда­ны новые университеты, однако в отличие от ранее существовав­ших они не были рассчитаны на священнослужителей и изуче­ние теологии. Они были построены для изучения светских дис­циплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же как сегодняшняя информационная революция со­здала множество информационных предприятий, специалистов по И нформ. С истем и ИТ (техн.), разработчиков программного обеспечения и руко­водителей информационных служб.

Конец XX в. называют новым информационным веком и связы­вают с четвертой информационной революцией — распростране­нием компьютеров и Интерента. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полу­научных определений. Дж. Лихтхайм говорите постбуржуазном об­ществе, Р. Дарендорф — посткапиталистическом, А. Этциони - постмодернистском. К. Боуддинг — цостцивилизационном, Г. Кан - постэкономическом, С. Алстром - постпротестантском, Р. Сей-денберг - постисторическом, Р. Барнет предложил термин «пост­нефтяное общество». Большинство этих эпитетов восходят к поня­тию «постиндустриальное общество», популяризированному деся­тилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной ин­дустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материа­лах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информаци­онной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.

К концу 80-х гг. XX в. обработка, передача информации и опе­рации с нею были основным занятием каждого четвертого работа­ющего в США или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. Аналогичным образом с началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых ка­питаловложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопи­ровальные и факсимильные аппараты и т. п.) — это в 2 раза боль­ше, чем 10 лет назад. Бывший министр финансов США У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 г. в статье, озаглавленной «Мировая экономика и изменения в технологии»: «Информация, — писал он, — стала рассматриваться как ключ к современной эко­номической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабо­чая сила». Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.

Существующая в развитых странах информационная индуст­рия, по своим объемам производства и номенклатуре выпускае­мой продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяй­ства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г. достиг 660 млрд долларов. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире ста­ла одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: