Вводные замечания
Общество развивалось на протяжении приблизительно 40 тыс. лет. Совсем недавно (по историческим меркам), а именно 5—6 тыс. лет назад общество перешло на государственную стадию своего развития. В течение почти всего этого времени оно оставалось традиционным (доиндустриальным). Только 250 лет назад в связи с возникновением капитализма из недр доиндустриального общества рождается индустриальное. Наконец, 25— 30 лет назад наиболее развитые страны вступили в высшую фазу эволюции — в постиндустриальное общество.
Локомотивом исторического движения общества выступает научно-технический и социальный прогресс. Это 2 стороны одного явления. Социальный прогресс происходит в двух формах — революции и реформы. Примером реформистского пути развития выступает понятие модернизации, которая принимает два вида - органической и неорганической. Завершением всемирно-исторического процесса модернизации выступает образование глобального общества. О глобализации общества писал еще в 1973 г. основатель концепции постиндустриального общества Даниэл Белл.
Научно-технический прогресс
Что такое научно-технический прогресс?
Что понимается под движущимися факторами
И основой НТР?
Научно-технический прогресс — постепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет внедрения достижений науки. В данном выражении 2 составные части: наука и техника. Наука создает новые идеи, теории и приборы, а техника - конечный результат внедрения научных идей в практику. В связи с этим целесообразно различать 2 процесса: а) технический прогресс, б) научно-технический прогресс. Если считать науку источником прогресса, а технику — ее конечным результатом, то отсюда можно заключить: если нет источника, то не будет и результата.
Технический прогресс - эволюционный процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым и более совершенным. Технический прогресс может быть глобальным и локальным. Глобальным считается технический прогресс человеческого общества в целом. Действительно, в сравнении с первобытным состоянием наши технические возможности значительно развились. Локальным называется любой общенациональный или региональный, охватывающий ряд стран, континент, часть континента технического прогресса.
Специалисты различают следующие параметры технического прогресса;
• скорость прогресса;
• типология прогрессов;
• последствия прогресса;
• причины прогресса;
Причины - это совокупность факторов, способствующих ускорению технического прогресса либо вызывающих, его появление на свет. Факторы, тормозящие технический прогресс, называют антипричинами. Социологию интересуют макропричины и макроантипричины. Так, известно, что частная собственность в большей мере способствует техническому прогрессу, чем коллективная. Это доказано всей историей человечества. Движущим фактором технического прогресса выступают изобретения и открытия. Изобретения — это то, что искусственно создал человек благодаря своему разуму и воплотил в материал благодаря своим рукам. Открытие — это то, что существовало в самой природе до и независимо от человека, а человек благодаря своему уму или приборам лишь обнаружил в ней. Открытие фаз Луны или спутников Юпитера — это открытие, а создание телескопа, благодаря которому все это удалось увидеть, есть изобретение. Крупные технические изобретения кардинально меняли образ жизни и поведение людей. Таких изобретений можно выделить не бесконечное множество, а очень ограниченный круг.
Основой научно-технического прогресса служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в XVIII в., только во второй половине XX в. он стал подлинным единством двух областей человеческой деятельности. Один из ведущих социологов современности Даниэл Белл высказал по этому поводу следующее: «Каждое общество функционировало на основе знания, но только во второй половине XX в. произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии. Промышленные отрасли пока что доминирующие в обществе, — сталелитейная, моторостроение, электротехническая, телефонная, авиастроительная — представляют собой «промышленность XIX в.» (хотя литье стали было освоено в XVIII в., а авиация — в XX в.) в том отношении, что все они были созданы «талантливыми жестянщиками», которые работали независимо от какой бы то, ни.было науки и в полном неведении. Александр Белл — изобретатель телефона - был преподавателем ораторского.искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разработавший доменный процесс для усовершенствования литья пушек, не знал научных работ Генри Сорби по металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изобретательный и талантливый из этих «жестянщиков» (среди прочего, он изобрел электрическую лампу, фонограф, «движущиеся картинки»), был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Кларка—Максвелла по электромагнитным свойствам вещества».
Технический прогресс начался миллионы лет назад, а научно-технический прогресс - это лишь поздняя стадия технического прогресса. Она стала возможной с превращением науки в движущую силу общественного производства. Научно-технический прогресс в узком смысле означает совершенствование техники и технологии только на основе систематического применения на практике научных знаний. В узком смысле о нем можно говорить как о синониме технического прогресса. Около 2 млн лет назад появились новые орудия труда, отсчитывающие начало технического прогресса. Но только 250 лет назад произошла индустриальная революция, когда появление науки Нового времени сделало возможным объединение двух начал — науки и техники, предопределив старт научно-технического прогресса, прошедшего более короткий путь от промышленных фабрик до компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.
XVII в ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, ставшую основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Руаяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание — сила» стал отражением духа новой эпохи.
Научно-технический прогресс тесно взаимосвязан с экономическим укладом общества. Одни уклады способствуют его развитию в большей степени, а другие — в меньшей. В годы советской власти отечественные философы пытались доказать, что социализм в гораздо большей мере способствует развитию научно-технического прогресса, чем капитализм. Однако за 70 лет его существования выявилось серьезное отставание социалистических стран от капиталистических. Советские ученые даже заговорили о временном регрессе. В частности, НИИ, академические институты, предприятия оборонного комплекса в условиях неплатежей и отсутствия госзаказа вынуждены переходить на выпуск примитивной, ненаукоемкой продукции, на которую существует спрос на рынке. В результате квалификационный потенциал теряется, и в будущем, с переходом к нормальным условиям, его не удастся восстановить. Прекращение государственного субсидирования вынудило многие колхозы переходить от машинной к конной и ручной тяге, восстанавливать давно забытое натуральное хозяйство, развивать бартерный обмен, выдавать зарплату продукцией, трудиться на устаревшей и изношенной технике.
Научно-технический прогресс открывает широкие возможности для внедрения станков с числовым программным управлением (ЧПУ) типа «обрабатывающий центр», развития комплексного автоматизированного производства, замены отдельных станков автоматическими системами машин, применения дистанционных методов управления. Все это позволит сократить, а затем полностью ликвидировать ручной труд, вывести человека с тех участков, где условия труда оказывают отрицательное воздействие на здоровье, и в конечном счете сберечь дополнительно миллионы рабочих рук.
Что представляет собой промышленная революция? Какие стадии в ее развитии выделяют ученые?
Промышленная революция — процесс глобального преобразования общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального исторического процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии. Первым это сделал американский социолог Д. Белл. Все стадии связаны с развитием промышленных технологий. Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя. Между 1765 и 1776 гг. Джеймс Уатт (1736— 1819) усовершенствовал паровую машину, превратив ее в рентабельный источник энергии. Сам Уатт использовал паровую-машину только для откачки воды из шахт; именно для этого она и была изобретена Томасом Ньюкоменом в начале XVIII в. Но один из ведущих производителей металла в Англии быстро понял, что усовершенствованную паровую машину можно также применять для подачи воздуха в домну, и сделал заказ на вторую машину, изготовленную Уаттом. Компаньон Уатта Мэтью Боултон (1728—1809) сразу же сообразил, что паровую машину можно использовать в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства, особенно в крупнейшей из всех обрабатывающих отраслей — текстильной. Тридцать пять лет спустя американец Роберт Фултон (1765—1815) пустил по Гудзону первый пароход. Еше через 20 лет паровой двигатель установили на колеса, и получился паровоз. К 1840, самое позднее — к 1850 г., паровой двигатель полностью изменил все виды производственных технологий, от изготовления стекла до печатного дела. Произошли коренные изменения в области дальних сухопутных и морских перевозок, начались преобразования в сельском хозяйстве. К тому времени паровая машина применялась по всему миру, за исключением Тибета, Непала и внутренних районов тропической Африки.
Паровой двигатель — новый генератор энергии — требовал столь значительных вложений капитала, что ремесленники уже не могли финансировать свои средства производства и вынуждены были уступить руководящую роль и управление капиталистам.
Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему, стало возможным широкое применение электрической энергии и передачи ее на расстояние, создание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов. Третья осуществляется сегодня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций.
Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро перешла от ремесленного производства к машинному. Это дало ей огромные преимущества перед другими странами. Уже в середине XIX в. она производила больше половины мировой промышленной продукции. Вторая технологическая революция во многом содействовала тому, что в конце XIX-начале XX в. развитие экономики в передовых капиталистических странах стало осуществляться небывало высокими темпами. В 1880—1913 гг. ежегодный прирост производства здесь составлял около 3%. После Второй мировой войны вплоть до начала 70-х гг. XX в. экономика развитых стран продемонстрировала самые высокие темпы роста производства, которые превышали уже 5% в год. Именно в это время для всех стало очевидным огромное значение науки и техники для общества.
Последствия промышленной революции колоссальны. Население нашей планеты с начала XX в. выросло более чем в 3 раза, а объем мирового промышленного производства в настоящее время в 20 раз выше, чем он был в начале XX в. Темпы промышленного производства выше темпов прироста населения. Во многом они достигаются благодаря тому, что численность сельского населения сокращается, а городского — возрастает. В 1900 г. в городах жило около 10% людей, а в 2000 г. — около 50%. В 2000 г. около 22% населения нашей планеты будут жителями городов-миллионеров. Это означает, что выросло с начала XX в. в 20 раз. Передовые технологии создают горожане. Промышленность прирастает городом. Урбанизация — прямое следствие промышленной революции. Она же - ее двигатель. Промышленная революция, длившаяся гораздо меньше аграрной, по интенсивности и последствиям давно превзошла ее.
Другой ученый, видный теоретик науки управления П. Дракер согласен с тем, что промышленная революция происходила в 3 этапа.
На первом этапе длившемся с 1750 по 1880 гг., научные знания использовались для разработки орудий труда, производственных технологий и видов готовой продукции. Стремительное развитие техники привело к такой потребности в капитале, которая во много раз превосходила возможности ремесленников. Новая техника и технология требовали концентрации производства, т. е. перехода к мануфактуре. Накопленные знания невозможно было эффективно применить в десятках тысяч мелких мастерских в городах и в кустарном производстве на селе. Для этого требовалось сосредоточить производство под одной крышей.
Для применения новой техники и технологии требовалось много энергии, источником которой служили вода или пар и которую невозможно было поделить между множеством мелких производителей. Производство, основанное на умении, навыках и мастерстве ремесленников, сменилось производством, основанным на технике и технологии. В результате чего капиталисты заняли центральную позицию в экономике и общественной жизни. Развитие техники потребовало концентрации капиталов, а она положила основание для формирования капитализма.
Всего за полтора столетия капитализм и технический прогресс завоевали весь мир. Вплоть до 1750 г. крупные предприятия принадлежали не частным владельцам, а государству. Но уже к 1830 г, в странах Запада преобладали крупные частные капиталистические предприятия. Еще через 50 лет они распространились по всему миру.
На втором этапе, который начался приблизительно в 1880 г. и достиг своей кульминации в конце Второй мировой войны, научное знание стало применяться к трудовой деятельности. Результатом стала революция в производительности труда, которая за-75 лет превратила, пролетария в среднего буржуа с доходом, приближающимся к уровню представителей высшего сословия. Этот этап именуется революцией в производительности труда. В 1750 г. капиталисты и пролетарии все еще представляли собой маргинальные группы; собственно говоря, пролетариев - в том смысле, в котором это слово использовалось в XIX в., т. е. промышленных рабочих, - почти еще не было. К 1850 г. капиталисты и пролетарии превратились в наиболее динамичные классы. Они быстро становились доминирующими классами общества повсюду, куда проникали капитализм и современная техника.
Применение знания к организации труда, состоявшееся в конце XIX—начале XX в. благодаря деятельности американских инженеров, объединившихся в движение за «научный менеджмент» во главе с великим рационализатором Фредериком Уинслоу Тейлором (1856—1915), обеспечило взрывной рост его производительности. В течение столетий способность рабочих производить или перемещать изделия не увеличивалась. С появлением станков объем производства возрос. Но производительность самих рабочих оставалась не выше, чем у мастеров Древней Греции, строителей дорог Римской империи или ткачей, производивших качественные шерстяные ткани, которые обеспечивали благосостояние Флоренции в эпоху Возрождения.
Когда Тейлор применил знание к организации труда, производительность стала повышаться ежегодно на 3,5—4%, т. е. удваиваться примерно за 18 лет. С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась в 50 раз. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран.
Выгоды от роста производительности труда воплотились в увеличении покупательной способности населения и повышении жизненного уровня, а также в увеличении продолжительности свободного времени рабочих. Еще в 1910г. рабочие развитых странах трудились столько же, сколько и во все прежние эпохи, т. е.не менее 3 тыс. часов в год. Сегодня японцы работают 2 тыс. часов в год, американцы — 1850, немцы —1600, а почасовая производительность их труда в 50'раз выше, чем 80 лет назад. Другими проявлениями роста производительности стали развитие системы здравоохранения (доля расходов на медицинское обслуживание в объеме валового национального продукта развитых стран выросла практически с нуля до 8—12%), а также на образование (рост соответствующего показателя составил от 2 до 10%).
Последний этап начался после Второй мировой войны. Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу. Современное общество определяют как «посткапиталистическое». Этот третий этап можно определить как революцию в сфере управления. Как и на двух предыдущих этапах — применения знаний для разработки орудий труда, технологий, видов готовой продукции и применения знаний к процессам трудовой деятельности, революция в управлении охватила весь мир. Промышленная революция проникла во все сферы жизни и приобрела всемирный масштаб за сто лет - с середины XVIII до середины XIX в; Столь же широкого масштаба революция в производительности труда достигла за 7 десятилетий — с 1880 г. до конца Второй мировой войны. Революция в управлении продемонстрировала те же результаты менее чем за 50 лет - с 1945 по 1990 г.
Сегодня в научной литературе каждый исторический этап ПР приобрел самостоятельное порядковое название. Специалисты говорят о Первой, Второй, Третьей ПР. Первая ПР не остановилась на изобретении гидравлического ткацкого станка: революционные перемены затронули искусство, науку, бизнес, формы государственного правления, саму организацию общества и в конечном счете даже образ мышления людей. То же относится и к так называемой Второй ПР 70-х гг. XIX в., которая создала не только современные промышленные предприятия, но также иерархию в бизнесе и бюрократическое общество. Сегодня мы являемся свидетелями широкомасштабных перемен, происходящих под воздействием информационной революции. Переворот, вызванный появлением полупроводниковой интегральной схемы — особенно микропроцессора, — оказал огромное влияние на все стороны современной жизни.
В чем сущность информационной революции? Каковы ее последствия?
Под информационной революцией подразумевается совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.
Первой стало изобретение письменности 5—6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем — независимо, но несколько тысяч лет спустя — в Китае, и еще на 1500 лет позднее — майя (письменность- иероглифическая письменность майя – группы родственных по языку индейских племен в Центр. Америке, создавших древнюю культуру) в Центральной Америке. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.
До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши -знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.
Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.
О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирование письменных материалов путем воспроизведения текста от руки — дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.
Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.
На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката 6 дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать 4 страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200— 1300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетенных в 125 000 готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1200—1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.
В середине XV в.— на момент изобретения пресса Гутенбергом — книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвертой революции.
За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию(широк. обществ.-полит. и религиозное движение в Зап. и Центр. Европе 16 в., принявшие форму борьбы против католической церкви, нач. в Германии., появиление протест. Церкви: лютеранская (М Лютер), кальвинистская (Ж.Кальвин)и др.) Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако в отличие от ранее существовавших они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по И нформ. С истем и ИТ (техн.), разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.
Конец XX в. называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией — распространением компьютеров и Интерента. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений. Дж. Лихтхайм говорите постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф — посткапиталистическом, А. Этциони - постмодернистском. К. Боуддинг — цостцивилизационном, Г. Кан - постэкономическом, С. Алстром - постпротестантском, Р. Сей-денберг - постисторическом, Р. Барнет предложил термин «постнефтяное общество». Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.
В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.
К концу 80-х гг. XX в. обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. Аналогичным образом с началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и т. п.) — это в 2 раза больше, чем 10 лет назад. Бывший министр финансов США У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 г. в статье, озаглавленной «Мировая экономика и изменения в технологии»: «Информация, — писал он, — стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила». Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.
Существующая в развитых странах информационная индустрия, по своим объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г. достиг 660 млрд долларов. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.