В декоративно-прикладном искусстве Франции XVIII в. наиболее интересно оформление интерьера. Внутреннее убранство помещения в стиле рококо делало пространство легким и хрупким. Стены казались тонкими, прямые углы тщательно маскировались, особую популярность приобрели овальные формы. Важную роль играли ширмы и передвижные плоские стенки, зрительно изменяющие пространство.
Французское мебельное искусство в период Реставрации во многом находилось под влиянием предшествовавшего ампира. Мастера' по-прежнему отделывали парадную мебель красным деревом, но в то же время широко использовали ясень, вишню, березу. Недаром период Реставрации называли «эпохой светлого дерева»
Стены оформлялись маленькими живописными панно с пейзажами. В цветовой гамме обоев и обивки мебели преобладали бледные тона — голубой, нежно-розовый, серовато-жемчужный. Именно таковы интерьеры знаменитого отеля Субиз в Париже (1735—1740 гг., мастер Ж. Боффран). Здесь представлена характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики и кушетки с изогнутыми ножками, золоченые бра. Большой популярностью пользовались тогда китайские ширмы, фарфор и лаковая живопись, а также гобелены с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах.
|
|
Всередине 1760-хгг., сразвитием классицизма, убранство помещений стало простым и изысканно строгим.[13]Изменились и представления о пространстве. Декораторы неоклассицизма создавали иллюзию большого, масштабного пространства. " -
Стиль регентства, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, является переходным этапом к рококо. Хронологические рамки стиля приблизительно совпадают со временем, когда Филипп Орлеанский был регентом при малолетнем Людовике XV (отсюда и название стиля). Регенство было переходным этапом. Он, в сущности, не имеет ярких, лишь ему одному присущих черт. Ему присущ дух утонченности и интимности. Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера письменным столом (бюро). Стулья и кресла в салонах группируются вокруг столиков. На фоне очень развитого убранства стен и потолков[14] мебель[15] играет довольно подчиненную роль.
В эпоху ампира уже не было парадных спален, однако даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином.[16]
Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление целостности. Однотипные золоченые украшения покрывали всю мебель и предметы быта. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон — стеклянным. При этом мастера не стремились, чтобы дешевая вещь выглядела, как дорогая. Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скромные. Целые поме-, щения менялись ролями: например, спальни оформляли в виде военного шатра.
|
|
Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было очень много. Кроме привычных мест, они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола. Окна часто занавешивали.
В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместная только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка, — шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального.назначения. Популярными стали круглые одноногие или 3-хногие столы, широкие кресда на нескольких человек. Мебель ампира была далеко не такой удобной, как в XVIII в.: массивная, с гладкими полированными поверхностями, рельефами, ножками в виде львиных лап. Прямоугольные подушки на сиденьях обтягивались тканью, узор которой напоминал мрамор. При этом тяжеловесный ампир сохранил складные походные кровати, дорожное бюро и др.
Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево — красивая экзотическая древесина[17], которой покрывали все предметы дорогой мебели. В странах Европы мебельных дел мастера подражали французам.
Оригинальным стилем был бидермейер (с серединв 1810-х гг. до 1848 к). Он привнес в жилище легкий налет сентиментальности. Более позд-няя эпоха дала это-; му стилю насмешливое прозвище «бидермейер» («бравый; господин Мейер» — синоним мещанства). Мебель стиля! бидермейер сильно отличалась от ампирной. В ее оформлении преобладали английские традиции XVIII в.; изящные округлые очертания, простота и легкость, светлые по-; роды древесины.
От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и ^лаконизм. Критерием бытовой вещи считались прежде всего прочность, доброкачественность, удобство. Помещения просторные, светлые, формы выдержаны в строгих и изогнутых линиях. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных цветочными мотивами[18]. Столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу, письменных столов и шкафов с различными ящичками и т. д. Мебель эта иногда грубовата, неуклюжа по формам; эстетическими качествами она обязана прежде всего, выдержанным пропорциям,
красивому цвету дерева и удачно подобранным расцветкам и рисункам обивок.
В мебели стиля бидермейер широко применялась техника фанерования. Благодаря высококачественной, выдержанной, отлично высушенной фанере стенки мебели не кривились, не коробились. Нужно отметить, что большая часть сложившихся в эту эпоху типов мебели не утратила своей актуальности и по сей день.
В начале XX в. широкое распространение получил стиль модерн с его текучими, плавными, несимметричными линиями, нежными оттенками красок и большим количеством замысловатых декоративных украшений.