Для того чтобы овладеть техникой квилт, глубоких знаний в области шитья не нужно. Самое главное — это иметь фантазию и хороший вкус. Существует множество техник пэчворка, но особенно популярна живописная лоскутная мозаика, когда ее конструктивные элементы — кусочки ткани — используются аналогично цветовым мазкам кисти художника.
Сначала рисуется эскиз будущего квилта, графически размечается на мозаичные фрагменты и раскрашивается.
После этого мастер рисует панно в натуральную величину, изготавливает шаблоны и выкройки основных фрагментов. Намечается порядок, создания квилта, а потом ткани подбираются по цвету (это очень долгий процесс). Для достижения живописных эффектов часто используется 10—15 тканей разных цветов, оттенков и фактур. Благодаря этому, узор зрительно приобретает рельефность, а после стежки будет создана трехмерная перспектива, характерная для высокохудожественных квилтов. С помощью цветового подбора ткани создается эффект объемности'и глубокой перспективы. В разных панно один и тот же рисунок благодаря различным цветовым трактовкам и использованию различных приемов пэчворка будет восприниматься по-разному.
Чтобы самостоятельно изготовить лоскутное одеяло или подушку, необходимо сначала разрезать лоскутки ткани на геометрические фигуры с небольшим припуском, причем так, чтобы грани лоскутков совпадали друг с другом. Для лучшего качества среза применяют ручные дисковые ножи и лист для квилтинга[23]. Разложите лоскутки согласно выбранному рисунку. (При работе с лоскутками тканевая кромка не участвует, ее надо удалять во всех случаях. Очень поношенные и ветхие куски ткани, как бы они ни были хороши по цвету и рисунку, в работу не включайте — они быстро порвутся. Однако их можно использрвать как ветошь для набивки диванных подушек и игольниц.)
Далее необходимо сшить эти лоскутки между собой. Шить начинайте из центра, плавно переходя к краям изделия. Сшивать необходимо аккуратно и ровно. Если вы намереваетесь скрыть швы, то не нужно заботится о том, какой строчкой они сшиты, но для получения более высокого качества необходимо использовать специальные строчки на швейной машине, предусмотренные для этих целей.
После того как будут сшиты лоскутки, необходимо подшить подкладку продублированную синтепоном. Края отделать можно тем же материалом. В довершение ко всему скажем, что, после того как изделие прошито, его нужно разгладить утюгом и отпарить. Пробуйте разные техники шитья для ваших лоскутных работ.
Изделие из простегиваемых лоскутков всегда состоит из трех слоев. (Если вам необходимо соединить в работе лоскутки разной толщины и плотности, например из шерсти и шелка, то тонкие лоскутки надо предварительно посадить на клеевой флизелин.) Большое число разных по геометрической форме кусочков ткани собирается каждый раз в новом сочетании и образует верхний слой. Далее верхний слой соединяется с прокладкой (как правило, синтепон) и подкладкой из однотонной ткани. Часто этот же материал используется для окантовки всего изделия. Естественно, что при стачивании отдельных лоскутков ткани, требуется особая аккуратность в работе. Во многих современных швейных машинах есть ряд строчек, имитирующих ручную работу. При сшивании лоскутков используются строчки для декоративной отделки..
6. ШПАЛЕРЫ И КОВРЫ
Ковер — художественное текстильное изделие, обычно' с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, • а также для звукопоглощения (бесшумности). Сохранились свидетельства о существовании ковров в Древней Ассирии и Вавилоне.
Художественные особенности ковров определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шелка, льна, хлопка и др.) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля, характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т. д.), цветом.
Издавна прославились восточные ковры — иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские ковры классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и т. д.) или по типу орнамента («медальон- ные», «охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). Турецкие ковры также делятся по месту производства и украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), расцветка большинства из них диагональная.
Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, иногда золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лен) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканные на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло.в Западной Европе в XII—XIII вв., они широко применялись в убранстве жилых и парадных помещений. Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. — Брюссель. С середины XVIII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер XVII—XVIII вв. — мифология, исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи.
В России производство шпалер началось при Петре I. В1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859 г.).
В XVII—XVIII вв. выделяются ворсовые ковры мануфактуры Савоньри в Париже (она находилась в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название ее — от savon, т. е. мыло).
В XIX в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине XX в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение.
В оборудовании современного жилого и общественного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и т. д. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолетов и автомашин) ковры имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают ковры ручной и машинной (с середины XIX в.) работы, тканные и вязаные. Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (например, малорастяжимые) предопределяет тип ковра и область его применения, его надежность, долговечность.
Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ковры ручной работы непревзойденны, поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путем завязывания узлов из разноцветной ворсовой пряжи на нитях основы. Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребенкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему.
Ковры, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, применяется отделка — парка и очистка, штопка, стрижка т. д.
МОЗАИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Мозаика (от фр. mozaique, ит. moscuco или лат. musi- num — буквально «посвященная музам») — это некий рисунок, составленный из небольших кусочков одного или различных материалов. По другой версии, слово мозаика пришло из итальянского языка и означает «сложенный из кусочков».
Мозаики оказались самыми долговечными изобразительными полотнами. В зависимости от технологии изготовления мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них — флорентийская.
В Древнем Египте из них набирали плакетки, предназначенные для вставок в мебель, предметы быта, парадные костюмы фараонов. Древние греки и римляне изготовляли уже целые орнаментальные композиции и сложные вставки на полах и стенах дворцов и терм. Но именно изобретение смальты позволило широко использовать мозаики для художественной отделки архитектурных сооружений. В Византии, начиная с IV в. н. э.,выкладывают мозаикой огромные площади, украшают интерьеры храмов от пола и до купола.
Первые мозаичные изображения, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе античности. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня, а в декоре применялась вода. Поражают воображение мозаики средневековой.мавританской крепости Альгамбра[24]. Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации[25].
Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов. Кубикам смальты предавалась необходимая для узоров форма. Упрощенный характер рисунка й ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой или синий. В Софии Константинопольской мозаики мерцают благодаря золотой подкладке, на которую сверху закреплен тонкий слой цветного прозрачного стекла (закрепление производилось в горячем состоянии). Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов, порошкообразного золота, авантюрина. По своему составу она ближе к хрусталю, чем к обычному стеклу. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым)[26].
В настоящее время мозаика переживает второе рождение. Правда, современная мозаика все реже ручной работы, а все чаще поточного фабричного производства. Различные знаменитые производители мозаик имеют свои секреты производства, которые сообщают уникальные качества произведенным мозаикам.
Сегодня все чаще можно увидеть мозаичные полы в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов и т. д. Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей.
Чрезвычайное разнообразие степени прозрачности, прочность и невосприимчивость к температурным воздействиям и агрессивным средам, легкость придания любой формы — те качества, которые делают мозаику поистине потрясающим декоративным материалом. Мозаикой можно украсить декоративную вазу, тарелку или любое другое изделие. Благодаря уникальным водооттал киваю-, щим характеристикам мозаику используют для отделки чаш бассейнов, аквапарков, фонтанов, стен бассейнов, помещений и ванных комнат. Мозаика — жаропрочный материал, т. е. прекрасно выдерживает температуру до +150 °С. Вот почему и можно облицовывать камины и печи, а также другие предметы интерьера.
Существует множество типов мозаик. Одна из них — маркетри (франц. marqueterie) — вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу. Маркетри применяется при изготовлении мебели и других бытовых предметов, а также панно. Наивысшего расцвета искусство создания этого редкого вида мозаики достигло в XVII—XVIII вв. во Франции и Германии.
Один из самых распространенных видов мозаики — геометрические. В сущности мы живем среди геометрических мозаик. Кирпичная кладка домов, паркет в комнате, кафельная плитка на кухне — все это примеры геометрических мозаик, орнаментов, повторяющиеся элементы которых покрывают всю плоскость.
Говоря о математических мозаиках, нельзя не упомянуть имя знаменитого голландского художника-графика М. Эшера. Мотивы (фрагменты), составляющие орнамент, могут иметь любую форму, но, выявив в каждом из них какую-либо повторяющуюся, однотипную точку,
можно построить на них простую сетку — геометрическую основу орнамента. Ячейки такой сетки могут быть квадратами, ромбами, параллелограммами, прямоугольниками, равносторонними треугольниками или правильными 6-угольниками. Тип сетки, а также элементы симметрии самого повторяющегося мотива, определяют вид симметрии орнамента в целом. Всего математики насчитывают 17 видов симметрии сетчатых орнаментов.
Неповторимая красота, исключительная прочность, абсолютная водонепроницаемость, долговечность, граничащая с вечностью, выгодно выделяют мозаику среди других видов декоративной облицовки для бассейнов и интерьеров. Малый размер элементов позволяет формировать с помощью мозаики сложные криволинейные поверхности. Широкий цветовой диапазон элементов мозаики, включая покрытие из золота высшей пробы, различные смеси цветов, возможность создания плавных переходов полутонов, многообразие обрамлений (бордюров), огромный выбор декоративных панно — все это позволяет, опытному дизайнеру удовлетворить любую прихоть заказчика.
Широко популярны растяжки — полосы, изготовленные из мозаики одного цвета с изменением насыщенности элементов от тёмных к более -светлым. Растяжки дают оптическое увеличение объема декорируемого помещения. Для декорирования интерьеров и чаши бассейна также предлагаются бордюры, представляющие собой традиционные орнаменты, в которых используется как стандартный набор цветов, так и индивидуальное цветовое решение.