Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья

Для того чтобы овладеть техникой квилт, глубоких зна­ний в области шитья не нужно. Самое главное — это иметь фантазию и хороший вкус. Существует множество техник пэчворка, но особенно популярна живописная лоскутная мозаика, когда ее конструктивные элементы — кусочки ткани — используются аналогично цветовым мазкам ки­сти художника.

Сначала рисуется эскиз будущего квилта, графически размечается на мозаичные фрагменты и раскрашивается.

После этого мастер рисует панно в натуральную величи­ну, изготавливает шаблоны и выкройки основных фраг­ментов. Намечается порядок, создания квилта, а потом ткани подбираются по цвету (это очень долгий процесс). Для достижения живописных эффектов часто использу­ется 10—15 тканей разных цветов, оттенков и фактур. Бла­годаря этому, узор зрительно приобретает рельефность, а после стежки будет создана трехмерная перспектива, ха­рактерная для высокохудожественных квилтов. С помо­щью цветового подбора ткани создается эффект объемно­сти'и глубокой перспективы. В разных панно один и тот же рисунок благодаря различным цветовым трактовкам и использованию различных приемов пэчворка будет вос­приниматься по-разному.

Чтобы самостоятельно изготовить лоскутное одея­ло или подушку, необходимо сначала разрезать лоскут­ки ткани на геометрические фигуры с небольшим при­пуском, причем так, чтобы грани лоскутков совпадали друг с другом. Для лучшего качества среза применяют ручные дисковые ножи и лист для квилтинга[23]. Разложи­те лоскутки согласно выбранному рисунку. (При работе с лоскутками тканевая кромка не участвует, ее надо уда­лять во всех случаях. Очень поношенные и ветхие куски ткани, как бы они ни были хороши по цвету и рисунку, в работу не включайте — они быстро порвутся. Однако их можно использрвать как ветошь для набивки диванных подушек и игольниц.)

Далее необходимо сшить эти лоскутки между собой. Шить начинайте из центра, плавно переходя к краям из­делия. Сшивать необходимо аккуратно и ровно. Если вы намереваетесь скрыть швы, то не нужно заботится о том, какой строчкой они сшиты, но для получения более вы­сокого качества необходимо использовать специальные строчки на швейной машине, предусмотренные для этих целей.

После того как будут сшиты лоскутки, необходи­мо подшить подкладку продублированную синтепоном. Края отделать можно тем же материалом. В довершение ко всему скажем, что, после того как изделие прошито, его нужно разгладить утюгом и отпарить. Пробуйте разные техники шитья для ваших лоскутных работ.

Изделие из простегиваемых лоскутков всегда состоит из трех слоев. (Если вам необходимо соединить в рабо­те лоскутки разной толщины и плотности, например из шерсти и шелка, то тонкие лоскутки надо предваритель­но посадить на клеевой флизелин.) Большое число раз­ных по геометрической форме кусочков ткани собира­ется каждый раз в новом сочетании и образует верхний слой. Далее верхний слой соединяется с прокладкой (как правило, синтепон) и подкладкой из однотонной тка­ни. Часто этот же материал используется для окантовки всего изделия. Естественно, что при стачивании отдель­ных лоскутков ткани, требуется особая аккуратность в работе. Во многих современных швейных машинах есть ряд строчек, имитирующих ручную работу. При сшива­нии лоскутков используются строчки для декоративной отделки..



6. ШПАЛЕРЫ И КОВРЫ

Ковер — художественное текстильное изделие, обычно' с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, • а также для звукопоглощения (бесшумности). Сохрани­лись свидетельства о существовании ковров в Древней Ассирии и Вавилоне.

Художественные особенности ковров определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхно­сти), характером материала (шерсти, шелка, льна, хлопка и др.) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля, характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т. д.), цветом.


Издавна прославились восточные ковры — иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские ковры классифицируются по месту производства (на­пример, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и т. д.) или по типу орнамента («медальон- ные», «охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). Турецкие ковры также делятся по месту производства и украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизо­ванных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Туркмен­ские ковры классифицируются по родоплеменной при­надлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), расцветка большинства из них диагональная.

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — стен­ные безворсовые ковры с сюжетными и орнаменталь­ными композициями, вытканные ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, ино­гда золотые и серебряные нити), плотно закрываю­щими неокрашенную основу (шерсть, лен) и образу­ющими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканные на станках с вертикальным крепле­нием основы и баслис — на горизонтальных станках. Мо­делью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

Производство шпалер возникло.в Западной Европе в XII—XIII вв., они широко применялись в убранстве жилых и парадных помещений. Основные центры средневеково­го шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. — Брюссель. С середины XVIII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура гобе­ленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Из­любленные темы шпалер XVII—XVIII вв. — мифология, исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасто­рали, пейзажи.

В России производство шпалер началось при Петре I. В1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфак­тура (существовала до 1859 г.).

В XVII—XVIII вв. выделяются ворсовые ковры ману­фактуры Савоньри в Париже (она находилась в помеще­ниях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и на­звание ее — от savon, т. е. мыло).

В XIX в. с развитием фабричного производства худо­жественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине XX в. в ряде стран (осо­бенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение.

В оборудовании современного жилого и обществен­ного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия по­лов, мебели, стен и т. д. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности нагру­зок (неодинаковых в жилых или общественных помеще­ниях, каютах судов, салонах самолетов, вертолетов и ав­томашин) ковры имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и ком­бинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают ковры ручной и машинной (с се­редины XIX в.) работы, тканные и вязаные. Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее задан­ными свойствами (например, малорастяжимые) предо­пределяет тип ковра и область его применения, его на­дежность, долговечность.

Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ковры ручной работы непревзойденны, поэтому их стои­мость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путем завязывания узлов из разноцветной ворсовой пря­жи на нитях основы. Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе тка­ни. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металли­ческой гребенкой весь ряд плотно прибивается к преды­дущему.

Ковры, снятые со станков, обычно загрязнены и име­ют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, применяется отделка — парка и очист­ка, штопка, стрижка т. д.


МОЗАИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

Мозаика (от фр. mozaique, ит. moscuco или лат. musi- num — буквально «посвященная музам») — это некий ри­сунок, составленный из небольших кусочков одного или различных материалов. По другой версии, слово мозаика пришло из итальянского языка и означает «сложенный из кусочков».

Мозаики оказались самыми долговечными изобра­зительными полотнами. В зависимости от технологии изготовления мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них — флорентийская.

В Древнем Египте из них набирали плакетки, пред­назначенные для вставок в мебель, предметы быта, па­радные костюмы фараонов. Древние греки и римляне изготовляли уже целые орнаментальные композиции и сложные вставки на полах и стенах дворцов и терм. Но именно изобретение смальты позволило широко ис­пользовать мозаики для художественной отделки архи­тектурных сооружений. В Византии, начиная с IV в. н. э.,выкладывают мозаикой огромные площади, украшают интерьеры храмов от пола и до купола.

Первые мозаичные изображения, дошедшие до на­ших дней, относятся к эпохе античности. Античные мо­заики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня, а в декоре применялась вода. Поражают воображение мозаики средневековой.мавританской крепости Альгам­бра[24]. Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в тех­нике инкрустации[25].

Византийская же мозаика делалась из смальт (окра­шенных эмалями кусочков стекла) и служила для украше­ния стен и сводов. Кубикам смальты предавалась необхо­димая для узоров форма. Упрощенный характер рисунка й ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой или синий. В Софии Константинопольской мозаики мерцают бла­годаря золотой подкладке, на которую сверху закреплен тонкий слой цветного прозрачного стекла (закрепление производилось в горячем состоянии). Стеклянная моза­ика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов, по­рошкообразного золота, авантюрина. По своему составу она ближе к хрусталю, чем к обычному стеклу. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных то­нов к светлым)[26].

В настоящее время мозаика переживает второе рожде­ние. Правда, современная мозаика все реже ручной рабо­ты, а все чаще поточного фабричного производства. Раз­личные знаменитые производители мозаик имеют свои секреты производства, которые сообщают уникальные качества произведенным мозаикам.

Сегодня все чаще можно увидеть мозаичные полы в са­мых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов и т. д. Ма­лые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволиней­ных поверхностей.

Чрезвычайное разнообразие степени прозрачности, прочность и невосприимчивость к температурным воз­действиям и агрессивным средам, легкость придания лю­бой формы — те качества, которые делают мозаику поис­тине потрясающим декоративным материалом. Мозаикой можно украсить декоративную вазу, тарелку или любое другое изделие. Благодаря уникальным водооттал киваю-, щим характеристикам мозаику используют для отделки чаш бассейнов, аквапарков, фонтанов, стен бассейнов, помещений и ванных комнат. Мозаика — жаропроч­ный материал, т. е. прекрасно выдерживает температуру до +150 °С. Вот почему и можно облицовывать камины и печи, а также другие предметы интерьера.

Существует множество типов мозаик. Одна из них — маркетри (франц. marqueterie) — вид мозаики из фигур­ных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу. Маркетри применяется при изготовлении мебели и других бытовых предметов, а также панно. Наивысшего расцвета искусство создания этого редкого вида мозаики достигло в XVII—XVIII вв. во Франции и Германии.

Один из самых распространенных видов мозаики — геометрические. В сущности мы живем среди геометриче­ских мозаик. Кирпичная кладка домов, паркет в комнате, кафельная плитка на кухне — все это примеры геометри­ческих мозаик, орнаментов, повторяющиеся элементы которых покрывают всю плоскость.

Говоря о математических мозаиках, нельзя не упомя­нуть имя знаменитого голландского художника-графи­ка М. Эшера. Мотивы (фрагменты), составляющие ор­намент, могут иметь любую форму, но, выявив в каждом из них какую-либо повторяющуюся, однотипную точку,

можно построить на них простую сетку — геометрическую основу орнамента. Ячейки такой сетки могут быть квад­ратами, ромбами, параллелограммами, прямоугольника­ми, равносторонними треугольниками или правильными 6-угольниками. Тип сетки, а также элементы симметрии самого повторяющегося мотива, определяют вид симме­трии орнамента в целом. Всего математики насчитывают 17 видов симметрии сетчатых орнаментов.

Неповторимая красота, исключительная прочность, абсолютная водонепроницаемость, долговечность, гра­ничащая с вечностью, выгодно выделяют мозаику сре­ди других видов декоративной облицовки для бассейнов и интерьеров. Малый размер элементов позволяет фор­мировать с помощью мозаики сложные криволинейные поверхности. Широкий цветовой диапазон элементов мозаики, включая покрытие из золота высшей пробы, различные смеси цветов, возможность создания плавных переходов полутонов, многообразие обрамлений (бордю­ров), огромный выбор декоративных панно — все это по­зволяет, опытному дизайнеру удовлетворить любую при­хоть заказчика.

Широко популярны растяжки — полосы, изготовлен­ные из мозаики одного цвета с изменением насыщен­ности элементов от тёмных к более -светлым. Растяжки дают оптическое увеличение объема декорируемого по­мещения. Для декорирования интерьеров и чаши бассей­на также предлагаются бордюры, представляющие собой традиционные орнаменты, в которых используется как стандартный набор цветов, так и индивидуальное цвето­вое решение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: