Современный интерьер очень разнообразен. Налицо творения дизайнеров интерьера в классическом, барочном, романтическом, модернистском и прочих стилевых направлениях. Но многие специалисты утверждают, что мы живем в эпоху разностилья или смешения стилей — эклектики[20].
Самые интересные стили — «art-nouveau» («арт нуво»), «art-deco» («артдеко»), «техно-арт», хай-тэк.
А) «арт-нуво»
«Art-Nouveau» — по-русски — «модерн», в Германии — «югендштиль», в Италии — «либерти», однако сейчас за этим термином закрепился совсем другой смысл. Стиль, появившийся на рубеже XIX и XX вв., завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX в. Он характерен своей «изысканной поэзией линий», плавностью, гладкостью, обтекаемостью, отсутствием прямых линий и острых углов, яркими цветами и аппликациями. Самые яркие архитекторы — Антонио Гауди и Федор Шех- тель.
Б) «арт-деко»
«Art-deco» — так называемый «стиль звезд» — зародился в Париже между I и II мировыми войнами. Для него характерны легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин. Широкое поле для демонстрации хорошего вкуса.
Стиль «арт-деко» не раз доказывал свою немеркнущую привлекательность, и сегодня он остается самым эффектным средством демонстрации элегантности и роско ши. Как художественное течение «арт деко» оформился в 1906-1912 гг. и достиг расцвета к периоду 1925—1935 гг. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства. Его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне уличных фонарей, в тканях, картинах и общественных зданиях. Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама — все создавалось в стиле «арт-деко». По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, яркими неоновыми вывесками и изысканными интерьерами в стиле «арт- деко».
«Арт-деко» — стиль весьма эклектичный. Он испытал влияния самых разных традиций: от Древнего Египта и Греции до этнических мотивов Африки, Америки и Азии. Немалое влияние оказывали направления современной живописи — кубизм, футуризм, конструктивизм. Особой любовью пользовалось африканское искусство. Самыми популярными материалами в отделке интерьеров стали эбонит, слоновая кость, редкие породы дерева. Диваны делались в виде каноэ, стулья обтягивали шкурами зебры. Особым писком в отделке считалась кожа акулы. Неповторимый облик мебели «арт-деко» придавали редкие и дорогие материалы, такие как черное дерево, пальмовое дерево, палисандр, а также контрастные сочетания традиционных шпонов. В число других популярных материалов входили лак, шагрень (кожа пятнистой морской собаки), шкура пони, слоновья кость и сварное железо.
Широко распространенным материалом, который с большой выдумкой применяли художники «арт-деко»,. был лак, давно известный в Китае, Японии и Индии, но; сравнительно необычный для Европы. От растительных орнаментов мастера «арт деко» перешли к геометрическим узорам и абстракциям. Еще больше использовался металл. Новая архитектура требовала металла не только! для изготовления каркасов конструкций, но и для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели. Изящная стилизованная форма фонтана, бьющего среди листвы и цветов[21], свидетельствует о власти над материалом железных дел мастеров «арт-деко». Широко используемым материалом среди мебельщиков «арт-деко» стала стальная трубка. К 1929 г. уже несколько фирм занимались выпуском продукции из стальных трубок, хотя поначалу она была достаточно дорогой. Прочность стали позволила создать стул из непрерывно изгибающихся сегментов и сделать революционный шаг в мебельном дизайне, отменив благодаря принципу свободнонесущей конструкции необходимость в задних ножках. Вскоре Мастера перешли от железа и бронзы к новым материалам, таким как сталь, алюминий и хром. Сверкающий металлический орнамент — его теплота или холодность, его твердость и блеск — стали неотъемлемой чертой декоративного стиля «арт-деко».
Период возрождения переживали стекло и керамика. Геометрические композиции позволили сформировать новый взгляд на керамику. Новых технологических вершин в своей работе достигли стеклодувы. Кроме прочего, стекло использовалось в качестве архитектурного материала. В музыке, одежде и танцах предпочтение отдавалось африканскому стилю. Это совпало с открытием джаза в Европе.
Начавшись как легкое, изящное новшество, «арт- деко» вскоре эволюционировал в олицетворение простоты и бескомпромиссности жизни в век машин. Представители этого направления искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир, старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее. Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю «арт-деко», чтобы приобрести популярность в Голливуде и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности.
Как художественный стиль «арт-деко» впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило США[22]. Однако сам термин возник еще позднее — в 1966 г., во время выставки в парижском Музее декоративных искусств. «Арт-деко» был также изве: стен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтека емый модерн» — последний термин относится к формам: базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей кораблей и самолетов.
Основные элементы «арт-деко» — плоские и ступенчатые силуэты, горизонтальные и вертикальные линии, закругленные углы и геометрические орнаменты.
Здания и интерьеры в стиле «арт-деко» демонстрируй ют новые материалы того времени: нержавеющая сталь, хром, стеклоблоки, напольные мозаики, полированная бронза, пластик. Все это вместе с зеркалами и черным стеклом создает ощущение эффектности, элегантности,; роскоши и энтузиазма.
Сегодня общества «арт-деко» во многих странах работают над сохранением его наследия. Так, в Америке это известная общественная деятельница Б. Капитман., В 1976-м г. она основала Лигу борьбы за сохранение об лика Майами, добившись признания исторической цен-:
ности более 1 ООО зданий. А в 1979 г. в SoBe был образован «арт-деко»-дистрикт. После его восстановления'была разработана палитра возрождения «арт-деко», куда вошли насыщенные пастельные цвета (лимонно-желтый, цвет морской волны, небесно-синий, абрикосовый, фиолетовый и розовый).
В Майами же зародилось и первое в мире общество любителей «арт-деко». В 1992г. здесь прошел первый- всемирный конгресс «арт-деко», а каждый январь здесь устраивают «арт-деко»-уикенд.
В) интерьеры хай-тэк
Хай-тек (англ. «высокие технологии») — эстетическое течение в архитектуре и дизайне, сложившееся в 1970-е гг. Оно представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. В известной мере хай-тек является последним в XX в. этапом конструктивистского и структуралистского дизайна.
От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором применение строительных конструкций перерастает в декоративно-преувеличенное. Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Ему присущи открытость, простота, многофункциональность, множество зон и холодный рационализм. В качестве композиционного средства хай- тек успешно использует различные цвета трубопроводов в общественных зданиях.
В практическом плане предтечами хай-тека в XIX в. считают «Хрустальный дворец» Д. Пекстона, а в XX в. — творчество Мис ван дер Роэ.
Однако в наибольшей степени специфичности облик; сооружений хайтека способствовал прогресс в решении * применении металлических наружных ограждающих конструкций, который позволил принципиально модернизировать внешний облик зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов.. •
Хай-тек естественно и целенаправленно захватывает в свою орбиту не только облик и интерьеры зданий, но и внешнюю среду — элементы благоустройства и декоративную скульптуру, выполненную из того же материала,; что и фасады.
К концу 1990-x гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим.
ПЭЧВОРК (КВИЛТИНГ)
А) история пэчворка
Пэчворк (квилт), как и вышивка, является довольно популярным видом рукоделия. В доме постоянно собирается большое количество лоскутков. Кроме того, изделия, выполненные в лоскутной технике, сами по себе красивы и создают в доме уют и тепло.
Мода на лоскутный стиль, именуемый красивыми словами «пэчворк» или «квилтинг», пришла в Россию лет j двадцать назад. Искусство шитья из лоскутков развива- j лось столетиями, находя применение разрозненным ку- j сочкам ткани, разбросанным по всему дому. Эта техника; является самой интересной в искусстве шитья. Овладеть : ею несложно. Роскошное лоскутное покрывало и поду-; шечки украсят вашу комнату. А сочетая между собой всего два цвета, можно создавать целый ряд обладающих своей индивидуальностью и сочетающихся друг с другом столовых аксессуаров. Шитье из лоскутков относится к традиционной технике швейных работ.
То, что когда-то было придумано женами американских поселенцев для использования отходов тканей, теперь стало художественным хобби, нашедшим много приверженцев. Советы журнала «Бурда моден» о том, как можно сделать буквально из ничего конфетку, в эпоху тотального дефицита пришлись как нельзя кстати. Впрочем, заморский пэчворк оказался хорошо забытым отечественным старым: ведь еще наши прабабушки мастерили из остатков тканей лоскутные одеяла и покрывала.
Но сейчас использовать лоскутную мозаику лишь для того, чтобы дать поношенным вещам вторую жизнь, уже неактуально. Мастера, работающие в стиле пэчворк, создают высокохудожественные произведения, применяя в своих творениях дорогие и качественные материалы.