Основные направления развития современного интерьера

Современный интерьер очень разнообразен. Налицо творения дизайнеров интерьера в классическом, бароч­ном, романтическом, модернистском и прочих стилевых направлениях. Но многие специалисты утверждают, что мы живем в эпоху разностилья или смешения стилей — эклектики[20].

Самые интересные стили — «art-nouveau» («арт нуво»), «art-deco» («артдеко»), «техно-арт», хай-тэк.

А) «арт-нуво»

«Art-Nouveau» — по-русски — «модерн», в Германии — «югендштиль», в Италии — «либерти», однако сейчас за этим термином закрепился совсем другой смысл. Стиль, появившийся на рубеже XIX и XX вв., завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX в. Он характерен своей «изысканной поэзией линий», плав­ностью, гладкостью, обтекаемостью, отсутствием прямых линий и острых углов, яркими цветами и аппликациями. Самые яркие архитекторы — Антонио Гауди и Федор Шех- тель.

Б) «арт-деко»

«Art-deco» — так называемый «стиль звезд» — заро­дился в Париже между I и II мировыми войнами. Для него характерны легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин. Широкое поле для демонстрации хорошего вкуса.

Стиль «арт-деко» не раз доказывал свою немеркну­щую привлекательность, и сегодня он остается самым эф­фектным средством демонстрации элегантности и роско ши. Как художественное течение «арт деко» оформился в 1906-1912 гг. и достиг расцвета к периоду 1925—1935 гг. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства. Его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерье­ров и узорах драгоценных украшений, в дизайне улич­ных фонарей, в тканях, картинах и общественных здани­ях. Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама — все создавалось в стиле «арт-деко». По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, яркими неоновы­ми вывесками и изысканными интерьерами в стиле «арт- деко».

«Арт-деко» — стиль весьма эклектичный. Он испы­тал влияния самых разных традиций: от Древнего Егип­та и Греции до этнических мотивов Африки, Америки и Азии. Немалое влияние оказывали направления совре­менной живописи — кубизм, футуризм, конструктивизм. Особой любовью пользовалось африканское искусство. Самыми популярными материалами в отделке интерье­ров стали эбонит, слоновая кость, редкие породы дерева. Диваны делались в виде каноэ, стулья обтягивали шку­рами зебры. Особым писком в отделке считалась кожа акулы. Неповторимый облик мебели «арт-деко» прида­вали редкие и дорогие материалы, такие как черное де­рево, пальмовое дерево, палисандр, а также контрастные сочетания традиционных шпонов. В число других по­пулярных материалов входили лак, шагрень (кожа пят­нистой морской собаки), шкура пони, слоновья кость и сварное железо.

Широко распространенным материалом, который с большой выдумкой применяли художники «арт-деко»,. был лак, давно известный в Китае, Японии и Индии, но; сравнительно необычный для Европы. От растительных орнаментов мастера «арт деко» перешли к геометрическим узорам и абстракциям. Еще больше использовался металл. Новая архитектура требовала металла не только! для изготовления каркасов конструкций, но и для ре­шеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежно­стей, уличных фонарей и мебели. Изящная стилизован­ная форма фонтана, бьющего среди листвы и цветов[21], свидетельствует о власти над материалом железных дел мастеров «арт-деко». Широко используемым материалом среди мебельщиков «арт-деко» стала стальная трубка. К 1929 г. уже несколько фирм занимались выпуском про­дукции из стальных трубок, хотя поначалу она была до­статочно дорогой. Прочность стали позволила создать стул из непрерывно изгибающихся сегментов и сделать революционный шаг в мебельном дизайне, отменив благодаря принципу свободнонесущей конструкции не­обходимость в задних ножках. Вскоре Мастера переш­ли от железа и бронзы к новым материалам, таким как сталь, алюминий и хром. Сверкающий металлический орнамент — его теплота или холодность, его твердость и блеск — стали неотъемлемой чертой декоративного сти­ля «арт-деко».

Период возрождения переживали стекло и керамика. Геометрические композиции позволили сформировать новый взгляд на керамику. Новых технологических вер­шин в своей работе достигли стеклодувы. Кроме прочего, стекло использовалось в качестве архитектурного матери­ала. В музыке, одежде и танцах предпочтение отдавалось африканскому стилю. Это совпало с открытием джаза в Европе.

Начавшись как легкое, изящное новшество, «арт- деко» вскоре эволюционировал в олицетворение про­стоты и бескомпромиссности жизни в век машин. Пред­ставители этого направления искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэро­планы, радио и электричество изменяли существующий мир, старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ра­нее. Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю «арт-деко», чтобы приобрести популяр­ность в Голливуде и превратиться из чисто французско­го явления во всемирно признанный символ эффект­ности.

Как художественный стиль «арт-деко» впервые по­лучил признание в Европе, но очень быстро его влия­ние охватило США[22]. Однако сам термин возник еще позднее — в 1966 г., во время выставки в парижском Му­зее декоративных искусств. «Арт-деко» был также изве: стен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтека емый модерн» — последний термин относится к формам: базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей кораблей и самолетов.

Основные элементы «арт-деко» — плоские и ступен­чатые силуэты, горизонтальные и вертикальные линии, закругленные углы и геометрические орнаменты.

Здания и интерьеры в стиле «арт-деко» демонстрируй ют новые материалы того времени: нержавеющая сталь, хром, стеклоблоки, напольные мозаики, полированная бронза, пластик. Все это вместе с зеркалами и черным стеклом создает ощущение эффектности, элегантности,; роскоши и энтузиазма.

Сегодня общества «арт-деко» во многих странах ра­ботают над сохранением его наследия. Так, в Америке это известная общественная деятельница Б. Капитман., В 1976-м г. она основала Лигу борьбы за сохранение об лика Майами, добившись признания исторической цен-:

ности более 1 ООО зданий. А в 1979 г. в SoBe был образо­ван «арт-деко»-дистрикт. После его восстановления'была разработана палитра возрождения «арт-деко», куда вош­ли насыщенные пастельные цвета (лимонно-желтый, цвет морской волны, небесно-синий, абрикосовый, фиолето­вый и розовый).

В Майами же зародилось и первое в мире общество любителей «арт-деко». В 1992г. здесь прошел первый- всемирный конгресс «арт-деко», а каждый январь здесь устраивают «арт-деко»-уикенд.

В) интерьеры хай-тэк

Хай-тек (англ. «высокие технологии») — эстетическое течение в архитектуре и дизайне, сложившееся в 1970-е гг. Оно представляет собой современную модификацию тех­ницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. В из­вестной мере хай-тек является последним в XX в. этапом конструктивистского и структуралистского дизайна.

От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при ко­тором применение строительных конструкций перераста­ет в декоративно-преувеличенное. Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Ему присущи открытость, просто­та, многофункциональность, множество зон и холодный рационализм. В качестве композиционного средства хай- тек успешно использует различные цвета трубопроводов в общественных зданиях.

В практическом плане предтечами хай-тека в XIX в. считают «Хрустальный дворец» Д. Пекстона, а в XX в. — творчество Мис ван дер Роэ.

Однако в наибольшей степени специфичности облик; сооружений хайтека способствовал прогресс в решении * применении металлических наружных ограждающих кон­струкций, который позволил принципиально модернизи­ровать внешний облик зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов.. •

Хай-тек естественно и целенаправленно захватывает в свою орбиту не только облик и интерьеры зданий, но и внешнюю среду — элементы благоустройства и декора­тивную скульптуру, выполненную из того же материала,; что и фасады.

К концу 1990-x гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим.


ПЭЧВОРК (КВИЛТИНГ)

А) история пэчворка

Пэчворк (квилт), как и вышивка, является довольно популярным видом рукоделия. В доме постоянно собирается большое количество лоскутков. Кроме того, изделия, выполненные в лоскутной технике, сами по себе красивы и создают в доме уют и тепло.


Мода на лоскутный стиль, именуемый красивыми словами «пэчворк» или «квилтинг», пришла в Россию лет j двадцать назад. Искусство шитья из лоскутков развива- j лось столетиями, находя применение разрозненным ку- j сочкам ткани, разбросанным по всему дому. Эта техника; является самой интересной в искусстве шитья. Овладеть : ею несложно. Роскошное лоскутное покрывало и поду-; шечки украсят вашу комнату. А сочетая между собой всего два цвета, можно создавать целый ряд обладающих своей индивидуальностью и сочетающихся друг с другом столо­вых аксессуаров. Шитье из лоскутков относится к тради­ционной технике швейных работ.

То, что когда-то было придумано женами амери­канских поселенцев для использования отходов тка­ней, теперь стало художественным хобби, нашедшим много приверженцев. Советы журнала «Бурда моден» о том, как можно сделать буквально из ничего конфет­ку, в эпоху тотального дефицита пришлись как нельзя кстати. Впрочем, заморский пэчворк оказался хорошо забытым отечественным старым: ведь еще наши праба­бушки мастерили из остатков тканей лоскутные одеяла и покрывала.

Но сейчас использовать лоскутную мозаику лишь для того, чтобы дать поношенным вещам вторую жизнь, уже неактуально. Мастера, работающие в стиле пэч­ворк, создают высокохудожественные произведения, применяя в своих творениях дорогие и качественные материалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: