Б) изделия из кости русского севера и востока

Искусство резьбы по кости, прочно укоренившееся на Севере России, оказало воздействие на развитие этого вида художественного творчества и в Сибири, где в изо­билии добывали бивни мамонта и моржовую кость. Кость добывали на побережье и переправляли в сибирские го­рода, оттуда — в Москву и за рубеж — в Китай, Персию и другие страны.

Наличие кости побуждало мастеров заниматься ее ob работкой — с древнейшего периода сибирские народы использовали кость для создания всевозможных хозяй­ственных и охотничьих предметов. Из кости делали ры­боловные крючки, ножи, Остроги, копья, охранные аму­леты и пр. Все подобного рода вещи были простых форм, как правило, без декоративной орнаментации. В процес­се изготовления простейших вещей складывались опреде­ленные навыки работы с костью.

Развитие культурных связей привело к тому, что уже в XVIII в. в сибирских изделиях из кости наряду с древ­ним орнаментом и религиозной скульптурой появляется довольно много сюжетных изображений и портретов. Со временем якутские резчики осваивают технологию худо­жественной резьбы и вырабатывают свой характер трак­товки изобразительных и орнаментальных мотивов. По­пулярными изобразительными мотивами в якутских работах были кони и мчащиеся всадники. У народа, ко­торый жил охотой и скотоводством, конь служил олице­творением благополучия семьи и всего общества. С про­никновением в Сибирь христианства в искусство стали проникать изобразительные элементы православной ре­лигии. В Якутской резьбе появились кресты на алтарях, фигурки парящих ангелов.

Излюбленной в творчестве якутских косторезов была жанровая тематика, как промысловая, так и связанная с национальными обрядами. Распространенное в среде якутов шаманство долгое время запрещало изображать человека, лишь в начале XVIII в. с постепенным пере­ходом якутов в православие запрет утратил свою силу. Однако якутские косторезы XIX в. предпочитали всему прочему геометрические узоры и повседневные занятия якутов — охота, бег на лыжах, езда на собаках, стрель­ба из лука. Якутская школа резьбы по кости сложилась в XIX в.

Основа резьбы — рельеф; прорезь имеет место только лишь в скромной растительной орнаментации. Пластич­ность линий, четкая ритмика, отказ от излишней орна­ментальное™ создают ощущение цельности, компози­ционной завершенности. Территориальная близость к странам Востока определила воздействие восточной куль­туры на изделия из кости.

В XIX в. активно развивалось косторезное искусство Севера. В лучших северорусских косторезных работах все сильнее проявлялись классицистические черты.[29] Чукот­ский промысел резьбы и гравировки по кости развивался в основном как сувенирный. Фигурки северных животных, божков, ножи для бумаги со скульптурами-рукоятками, моржовые клыки с гравированными на них жанровыми сценками продавались иностранным морякам и отправ­лялись через Аляску в Америку.

В середине XIX века в творчестве косторезов, рус­ского Севера в целом начинается спад художественного

вкуса. Однако вещи, исполненные северными косто­резами, расходились по всей России и за ее пределы,] пользовались успехом на выставках, где мастера полу-; чали награды и премии. Весьма популярным становятся; такие изделия, как овальные и круглые костяные бро­ши, мундштуки. Изделия становятся очень ^ложными по форме и декору, вводятся новые технические прие­мы — двухслойная резьба и высокий рельеф. Стилисти­чески костяные изделия второй половины XIX в. соот­ветствуют эклектике.

Искусство резьбы по кости пользовалось боль­шим спросом и в советские времена. Восстановление искусства холмогорских мастеров в советское время было трудным и медленным. А уже во второй половине 1930-х гг. холмогорские мастера изготовляли довольно широкий ассортимент подарочных изделий: броши, за­колки, шпильки, гребни для волос, закладки для книг, пуговицы и т. п. Ажурными резными вставками из ма­монтовой и моржовой кости украшали деревянные ту­алетные коробочки, пудреницы, портсигары. Наряду с массовой продукцией ведущие мастера делали для вы­ставок и музеев более крупные и многодельные художе­ственные предметы из кости с ажурной плоскорельеф­ной резьбой (рамки для зеркал или портретов, бокалы, шкатулки и т. п.).

У мастеров пробуждается интерес к темам-советской действительности, к сюжетам народных сказок; появля­ются новые ритмы, более простая трактовка фигур.

В) плетение из кости

В собрании экспонатов знаменитого китайского му­зея Гугун есть немало подарков, поднесенных в свое время правящим императорам. Среди них оригинальный экспо­нат — циновка, сплетенная из слоновой кости. Длина ее 216, а ширина 139 см. На гладкой поверхности изображен иероглиф «человек». Циновка искусно обрамлена лента­ми из парчи.

Оказывается, с костью проделывали даже такие вещи! Как легко догадаться, процесс плетения такого изделия очень сложен. Ведь это же кость! Как же ее плести?

Вначале из нее нарезают тонкие одинаковые полоски. Затем их полируют и только потом плетут. До правления династии Цин (XVI в. — 1911 г.) до нас не дошло ни одно­го подобного подлинника. Подношения из слоновой ко­сти в основном принадлежат мастерам из Гуанчжоу. Сре­ди их работ стаканчики для кистей, светильники, веера и подушки. Изделия из слоновой кости — своеобразные образцы прикладного искусства Китая. Всего известно лишь четыре циновки, сработанные из «лыка» слоновой кости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: