Искусство резьбы по кости, прочно укоренившееся на Севере России, оказало воздействие на развитие этого вида художественного творчества и в Сибири, где в изобилии добывали бивни мамонта и моржовую кость. Кость добывали на побережье и переправляли в сибирские города, оттуда — в Москву и за рубеж — в Китай, Персию и другие страны.
Наличие кости побуждало мастеров заниматься ее ob работкой — с древнейшего периода сибирские народы использовали кость для создания всевозможных хозяйственных и охотничьих предметов. Из кости делали рыболовные крючки, ножи, Остроги, копья, охранные амулеты и пр. Все подобного рода вещи были простых форм, как правило, без декоративной орнаментации. В процессе изготовления простейших вещей складывались определенные навыки работы с костью.
Развитие культурных связей привело к тому, что уже в XVIII в. в сибирских изделиях из кости наряду с древним орнаментом и религиозной скульптурой появляется довольно много сюжетных изображений и портретов. Со временем якутские резчики осваивают технологию художественной резьбы и вырабатывают свой характер трактовки изобразительных и орнаментальных мотивов. Популярными изобразительными мотивами в якутских работах были кони и мчащиеся всадники. У народа, который жил охотой и скотоводством, конь служил олицетворением благополучия семьи и всего общества. С проникновением в Сибирь христианства в искусство стали проникать изобразительные элементы православной религии. В Якутской резьбе появились кресты на алтарях, фигурки парящих ангелов.
|
|
Излюбленной в творчестве якутских косторезов была жанровая тематика, как промысловая, так и связанная с национальными обрядами. Распространенное в среде якутов шаманство долгое время запрещало изображать человека, лишь в начале XVIII в. с постепенным переходом якутов в православие запрет утратил свою силу. Однако якутские косторезы XIX в. предпочитали всему прочему геометрические узоры и повседневные занятия якутов — охота, бег на лыжах, езда на собаках, стрельба из лука. Якутская школа резьбы по кости сложилась в XIX в.
Основа резьбы — рельеф; прорезь имеет место только лишь в скромной растительной орнаментации. Пластичность линий, четкая ритмика, отказ от излишней орнаментальное™ создают ощущение цельности, композиционной завершенности. Территориальная близость к странам Востока определила воздействие восточной культуры на изделия из кости.
В XIX в. активно развивалось косторезное искусство Севера. В лучших северорусских косторезных работах все сильнее проявлялись классицистические черты.[29] Чукотский промысел резьбы и гравировки по кости развивался в основном как сувенирный. Фигурки северных животных, божков, ножи для бумаги со скульптурами-рукоятками, моржовые клыки с гравированными на них жанровыми сценками продавались иностранным морякам и отправлялись через Аляску в Америку.
|
|
В середине XIX века в творчестве косторезов, русского Севера в целом начинается спад художественного
вкуса. Однако вещи, исполненные северными косторезами, расходились по всей России и за ее пределы,] пользовались успехом на выставках, где мастера полу-; чали награды и премии. Весьма популярным становятся; такие изделия, как овальные и круглые костяные броши, мундштуки. Изделия становятся очень ^ложными по форме и декору, вводятся новые технические приемы — двухслойная резьба и высокий рельеф. Стилистически костяные изделия второй половины XIX в. соответствуют эклектике.
Искусство резьбы по кости пользовалось большим спросом и в советские времена. Восстановление искусства холмогорских мастеров в советское время было трудным и медленным. А уже во второй половине 1930-х гг. холмогорские мастера изготовляли довольно широкий ассортимент подарочных изделий: броши, заколки, шпильки, гребни для волос, закладки для книг, пуговицы и т. п. Ажурными резными вставками из мамонтовой и моржовой кости украшали деревянные туалетные коробочки, пудреницы, портсигары. Наряду с массовой продукцией ведущие мастера делали для выставок и музеев более крупные и многодельные художественные предметы из кости с ажурной плоскорельефной резьбой (рамки для зеркал или портретов, бокалы, шкатулки и т. п.).
У мастеров пробуждается интерес к темам-советской действительности, к сюжетам народных сказок; появляются новые ритмы, более простая трактовка фигур.
В) плетение из кости
В собрании экспонатов знаменитого китайского музея Гугун есть немало подарков, поднесенных в свое время правящим императорам. Среди них оригинальный экспонат — циновка, сплетенная из слоновой кости. Длина ее 216, а ширина 139 см. На гладкой поверхности изображен иероглиф «человек». Циновка искусно обрамлена лентами из парчи.
Оказывается, с костью проделывали даже такие вещи! Как легко догадаться, процесс плетения такого изделия очень сложен. Ведь это же кость! Как же ее плести?
Вначале из нее нарезают тонкие одинаковые полоски. Затем их полируют и только потом плетут. До правления династии Цин (XVI в. — 1911 г.) до нас не дошло ни одного подобного подлинника. Подношения из слоновой кости в основном принадлежат мастерам из Гуанчжоу. Среди их работ стаканчики для кистей, светильники, веера и подушки. Изделия из слоновой кости — своеобразные образцы прикладного искусства Китая. Всего известно лишь четыре циновки, сработанные из «лыка» слоновой кости.