В) жостовская лаковая живопись

Особое место среди русских лаковых промыслов за­нимает жостовская роспись по металлическим лакиро­ванным подносам. Ассортимент выпускаемых изделий оставался неизменным: чайные и столовые подносы, напоминающие прямоугольные уральские подносы с высоким бортом. Дешевизна подноса и его бытовое на­значение предопределили и характер росписи — цве­точно-орнаментальной цо сюжету и свободной в ис­полнении. Букеты, венки, гирлянды, характерные для жостовских подносов, берут свое начало в многочис­ленных узорах и орнаментах тканей XVIII и XIX вв., в фарфоровой цветочной росписи фабрики Гарднера и, наконец, в многочисленных цветочных натюрмортах, украшавших поместья и городские особнячки средней руки.

Сила и красота жостовского стиля возникала посте­пенно, в результате все более и более оттачивавшихся при­емов письма, вызванных необходимостью много и быстро писать (жостовский мастер расписывает пять-шесть под­носов в день). Классический жостовский букет на подно­се всегда прост, лаконичен, великолепно «собран», всегда соблюден ритм цветовых пятен и основных линий. Со­вершенство композиции объясняется, в частности, и са­мим методом исполнения: мастер во время работы враща­ет поднос на колене, подставляя под удар кисти нужный участок поверхности.

Металлический поднос как предмет домашнего оби­хода и трактирной утвари издавна существовал в Москов­ской Руси. Возникновение же жостовского расписного подноса связывается с фамилией купцов Вишняковых, основавших фабрику по производству лакированных под­носов с росписью и изделий из папье-маше.

В 1922 г. вЖостове, Новосильцеве и Троицком возник­ло несколько артелей. В 1928 г. они объединились, обра­зовав артель «Металлоподнос» (позже — Жостовская фа­брика декоративной росписи).


Наряду с традиционным черным фоном в Жостове применялись и цветные фоны: красные, синие, зеле­ные, белые (близкие оттенкам слоновой кости), и тог­да соответственно менялся цветовой строй букетов. В жостовской росписи было разработано и так называе­мое «письмо по поталям», т.е. по металлическим под­кладкам: блестящий ажурный силуэт изображения под­цвечивался яркими лессировочньши красками, обычно красной, синей, зеленой. В цветочных букетах наряду с традиционной розой, маком, шиповником, ромашкой стали появляться и другие цветы: клевер, садовые и по­левые колокольчики, анютины глазки, астры, георгины, тюльпаны и многие другие.


ДЕКОРАТИВНАЯ РАСПИСНАЯ ИГРУШКА

Необходимо назвать те виды пластики, которые пер­воначально возникли как детская игрушка и лишь позд­нее приобрели качества декоративной скульптуры. Ти­пичные примеры подобного рода пластики — вятская глиняная игрушка* богородская деревянная скульптура, майоликовая игрушка и т. п.

Другие виды пластики в глубокой древности носили культовый, магический-характер, являясь оберегом, аму­летом, и постепенно, с течением времени, переходили в область декоративной скульптуры.

БАТИК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: