Особое место среди русских лаковых промыслов занимает жостовская роспись по металлическим лакированным подносам. Ассортимент выпускаемых изделий оставался неизменным: чайные и столовые подносы, напоминающие прямоугольные уральские подносы с высоким бортом. Дешевизна подноса и его бытовое назначение предопределили и характер росписи — цветочно-орнаментальной цо сюжету и свободной в исполнении. Букеты, венки, гирлянды, характерные для жостовских подносов, берут свое начало в многочисленных узорах и орнаментах тканей XVIII и XIX вв., в фарфоровой цветочной росписи фабрики Гарднера и, наконец, в многочисленных цветочных натюрмортах, украшавших поместья и городские особнячки средней руки.
Сила и красота жостовского стиля возникала постепенно, в результате все более и более оттачивавшихся приемов письма, вызванных необходимостью много и быстро писать (жостовский мастер расписывает пять-шесть подносов в день). Классический жостовский букет на подносе всегда прост, лаконичен, великолепно «собран», всегда соблюден ритм цветовых пятен и основных линий. Совершенство композиции объясняется, в частности, и самим методом исполнения: мастер во время работы вращает поднос на колене, подставляя под удар кисти нужный участок поверхности.
|
|
Металлический поднос как предмет домашнего обихода и трактирной утвари издавна существовал в Московской Руси. Возникновение же жостовского расписного подноса связывается с фамилией купцов Вишняковых, основавших фабрику по производству лакированных подносов с росписью и изделий из папье-маше.
В 1922 г. вЖостове, Новосильцеве и Троицком возникло несколько артелей. В 1928 г. они объединились, образовав артель «Металлоподнос» (позже — Жостовская фабрика декоративной росписи).
Наряду с традиционным черным фоном в Жостове применялись и цветные фоны: красные, синие, зеленые, белые (близкие оттенкам слоновой кости), и тогда соответственно менялся цветовой строй букетов. В жостовской росписи было разработано и так называемое «письмо по поталям», т.е. по металлическим подкладкам: блестящий ажурный силуэт изображения подцвечивался яркими лессировочньши красками, обычно красной, синей, зеленой. В цветочных букетах наряду с традиционной розой, маком, шиповником, ромашкой стали появляться и другие цветы: клевер, садовые и полевые колокольчики, анютины глазки, астры, георгины, тюльпаны и многие другие.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАСПИСНАЯ ИГРУШКА
Необходимо назвать те виды пластики, которые первоначально возникли как детская игрушка и лишь позднее приобрели качества декоративной скульптуры. Типичные примеры подобного рода пластики — вятская глиняная игрушка* богородская деревянная скульптура, майоликовая игрушка и т. п.
Другие виды пластики в глубокой древности носили культовый, магический-характер, являясь оберегом, амулетом, и постепенно, с течением времени, переходили в область декоративной скульптуры.
БАТИК