А) история батика; батик б России

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в миро­вой литературе относятся к I в. н. э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте.

Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участки. Операция повторялась не­сколько раз, если надо было получить разнообразные от­тенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое рас­пространение в Азии и Европе.

С древнейших времен известна ручная роспись по тка­ни. Она была широко распространена в Японии, Китае; Египте и Африке, но поразительного художественного со­вершенства и самобытности она достигла на Яве. Отры­вочные и далеко не полные сведения о различных мето­дах декорирования тканей не позволяют нам определить время зарождения этого вида декоративно-прикладного искусства.

. В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня одного растения, окрашивание происходит в не­сколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические изо­бражения. Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особен­но в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходит­ся без батика. Крис и батик здесь являются воплощением мужского и женского начал.

Через хозяйственные записи известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспро­извести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор — тьянтинг (джань- тинг) — маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне.

Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и это приспособление по­зволяет нанести тонкие штрихи, линии й точки, состав­ляющие сложный узор индонезийского батика. А рисо­вание от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокораз­витое искусство.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце XVIII в. за­прещены к употреблению для простолюдинов. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепон­чатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняю­щий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Симво­лическое значение узоров возвышало и магически защи­щало их носителей.

Когда англичане в 1811г. оккупировали Яву, они ре­шили распространить английские хлопчатобумажные. ситцы, но натолкнулись на препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке.

В России батик появился примерно в 1920-е гг. вме­сте с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивал­ся, в основном, в больших городах. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков неестественно, не опирались на какую- либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и непра-' вильно понятая функциональность обусловили значи­тельные колебания художественного уровня изделий. I Художники объединялись в артели, и занимались произ-; водством платков, шалей; очень редко получали боль­шой заказ — театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила знаЦ чительныи спрос, заказы на шикарные шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком. Со временем увлечение рас­писными шалями сошло на нет, было объявлено мещан­ским.

С другой стороны, в работах театральных художников Е. Е. Лансере, А. Г. Тышлера, В. А, Щуко ярко проявился революционный конструктивизм конструктивизм опре­делял форму, а политическая ситуация диктовала сюже­ты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика по­родила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занаве­си сопровождали любую агитбригаду. Где был натураль­ный батик, а где — масляный трафарет, сейчас не разо­браться.

В 1930-х гг. занятие батиком было замечено и под­держано на правительственном уровне: издано несколь­ко пособий по технологии, организовано несколько ар­телей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. Но всеобщая «уравниловка» не способствовала развитию художественного батика, свойственного ему индивиду­ального вкуса.

И только в 1950-е гг. после выхода партийного по­становления «О всеобщем повышении качества и ху­дожественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изме­нилась. Было организовано несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учени­ков.

А. Алексеева, Т. Алексахина, К. Малиновская, С. Мар- голина, И. Иноземцева стояли у истоков развития бати­ка в нашей стране. Они создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков. Понача­лу деятельность художников в основном была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще по­являлась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театраль­ных сцен.

Постепенно батик стал появляться на выставках союз­ного значения. Ведущую позицию там занимали художни­ки из Прибалтики. Становление современной школы ли­товского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Ю. Бальчикониса.

В 1970-е гг. появилось новое поколение художников- текстильщиков, получивших образование в Строганов­ском и Мухинском училищах. Именно с этого времени батик стал полноправным участником всех художествен­ных выставок как всесоюзного, так и международного масштаба.

Батик необычайно популярен и сегодня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: