Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I в. н. э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте.
Первоначально батик появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разнообразные оттенки цвета. В дальнейшем батик получил широкое распространение в Азии и Европе.
С древнейших времен известна ручная роспись по ткани. Она была широко распространена в Японии, Китае; Египте и Африке, но поразительного художественного совершенства и самобытности она достигла на Яве. Отрывочные и далеко не полные сведения о различных методах декорирования тканей не позволяют нам определить время зарождения этого вида декоративно-прикладного искусства.
. В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня одного растения, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические изображения. Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без батика. Крис и батик здесь являются воплощением мужского и женского начал.
|
|
Через хозяйственные записи известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор — тьянтинг (джань- тинг) — маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне.
Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии й точки, составляющие сложный узор индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.
Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце XVIII в. запрещены к употреблению для простолюдинов. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
|
|
Когда англичане в 1811г. оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные. ситцы, но натолкнулись на препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке.
В России батик появился примерно в 1920-е гг. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в больших городах. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков неестественно, не опирались на какую- либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и непра-' вильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. I Художники объединялись в артели, и занимались произ-; водством платков, шалей; очень редко получали большой заказ — театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
С одной стороны, мода времен нэпа обусловила знаЦ чительныи спрос, заказы на шикарные шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком. Со временем увлечение расписными шалями сошло на нет, было объявлено мещанским.
С другой стороны, в работах театральных художников Е. Е. Лансере, А. Г. Тышлера, В. А, Щуко ярко проявился революционный конструктивизм конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где — масляный трафарет, сейчас не разобраться.
В 1930-х гг. занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. Но всеобщая «уравниловка» не способствовала развитию художественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса.
И только в 1950-е гг. после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Было организовано несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников.
А. Алексеева, Т. Алексахина, К. Малиновская, С. Мар- голина, И. Иноземцева стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков. Поначалу деятельность художников в основном была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Прибалтики. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Ю. Бальчикониса.
В 1970-е гг. появилось новое поколение художников- текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах. Именно с этого времени батик стал полноправным участником всех художественных выставок как всесоюзного, так и международного масштаба.
Батик необычайно популярен и сегодня.