Батик (фр. batique — «набивной») — многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом.
Множество способов оформления тканей породило и многообразие декоративных эффектов. Ручная роспись тканей производится 3-мя видами техник, каждая из которых имеет свои особенности оформления. Две из них — холодный и горячий батик — основаны на применении особых составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.
В наше время техника батика существенно усложнилась. Различают горячий и холодный батик в зависимости от тчого, какую обработку проходит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика расписанное изделие подвергают обработке горячим паром в специальных устройствах («запаривают»). Это делается для того, чтобы закрепить краски и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достичь эффекта закрепления простым проглаживанием горячим утюгом ткани с обратной стороны. Различают два основных способа нанесения краски в технике батика: свободная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения специальными инструментами резервирующего состава для достижения четкой графики линий. Возможно множество вариантов применения смешанной техники изготовления батика[32].
|
|
При холодном батике состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие. Художественные особенности этого способа росписи состоят в том, что наличие обязательного цветного контура придает рисунку графический характер. Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX в. к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной вид росписи: холодный резерв и другие приемы крашения.
Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.
В холодном батике используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально) жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному. Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани — батист или шифон. Белое простынное пблотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по- разному поддаются росписи. Тонкий шелк — креп-шифон — идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
|
|
Более плотные ткани — дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет — тоже подходят'для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как тусса. Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска.
При горячем батике разогретый резервирующий состав используют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы предохранить их от растекающейся краски. Здесь необязательны контурные линии, поэтому в рисунке возможны мягкие переходы тонов.
Соединение различных технических приемов нанесения состава позволяет художнику делать более тонкие и разнообразные разработки орнамен-тальных форм.
Третий способ ручной росписи тканей — свободная роспись, которая производится без применения этих составов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного состава.
Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства. Любой вид росписи требует специальной подготовки и большого опыта.