Б) палехский и мстерский промыслы

Палехская миниатюра складывается в конце 1917 г. Истоком этой миниатюры является палехская иконопись (сформировалась во второй половине XVII в.). Палешане издавна привлекались к реставрации фресок, работали в Москве, Костроме, Макарьеве, Калягине, Троице-Сер- гиевой лавре, Волоколамске и других городах. Палехская иконопись славилась приверженностью к темперным краскам и золоту.

После 1917 г. бывшие иконописцы постепенно переш­ли к созданию нового вида миниатюрной светской живо­писи на изделиях папье-маше. Мастера развивали в себе новые качества: умение связывать живопись и орнамент с объемной формой предмета, с его бытовым назначением; создавать композицию в круге, овале (с чем они не стал­кивались в прошлом), писать темперными красками по масляному лаковому грунту и т. п.

Процесс перехода от иконы к миниатюре нагляднее всего прослеживается в творчестве замечательного ху­дожника И. Голикова. Ему принадлежат самые первые произведения лаковой миниатюры на изделиях из папье- маше. Иконописцы не писали по черному фону — им более близок был светлый тон. В ранних работах чер­ный глянец крышки лаковой коробочки полностью за­крывается живописью, а боковые стороны — сплошным орнаментом. Затем пришла идея покрыть черный цвет коробки цветным (вишневым) колером, с которым лег­че связать перламутровую по тонам миниатюрную жи­вопись нежными темперными красками. Постепенно художники освобождались от иконных схем. В их ис­кусстве появляются мотивы сказочной игры в шашки в беседке, идиллические «свидания» и «прощания», пе­сенные мотивы и т. д.

Голиков любил изображать битвы и охоты. Экзотиче­ские всадники с золотыми копьями, собаки, дикие звери в бешеном движении на его миниатюрах то сбиваются в клубок, то разлетаются в разные стороны.

Обычно Голиков начинал роспись сразу, без грунта и без предварительного рисунка и от начала до конца не допускал ни одного равнодушного мазка кисти. Говорят,, что он собирал полевые цветы, приносил домой, раски­дывал на столе перед собой и, всматриваясь в богатство тончайших и всегда неожиданных цветовых сочетаний, сочинял свои декоративные композиции. В его произве­дениях можно найти и фризовый принцип расположения вдоль плоскости, и строго центрированные композиции в обрамлении кружевного орнамента, и, более сложные композиции.

Произведения палехских миниатюристов в 1920— 30-х гг. демонстрировались на международных выставках в Венеции, Париже, Милане, Нью-Йорке, где отмечались почетными дипломами и медалями.

И. Вакурову, как и другим палехским художникам во­обще, свойственна повествовательность и сложность со­держания, символичность. Неповторимым творческим почерком обладали многие художники Палеха: И. Бака­нов, И. Маркичев, А. Ватагин, А. Дыдыкин, А. Котухин, И. Зубков и др. В их миниатюрах реальность причудливо соединялась с фантастикой: люди, дома, деревья, травы, изображенные почти гротескно, сосуществовали с «пала­тами» и цветами, которые играли декоративную роль, свя­зывая в целое все изображения. Наиболее близкой палех­ской живописи оказалась сказка.

Миниатюрная живопись Палеха была восприня­та во всем мире как явление удивительно яркое и са­мобытное. Миниатюрная живопись палешан затмила, отодвинув на второй план, искусство федоскинских

мастеров — родоначальников русской лаковой живо­писи на папье-маше.

С 1929 г. в Палехе в виде опыта стали производиться росписи по фарфору. Их росписи стен и картины-пан­но были неудачными: привыкнув создавать росписи на шкатулках из папье-маше, мастера уже не могли освоить большой картинной плоскости. Увлекаясь деталями, они упускали главное.

Мстерские иконописцы славились как непревзойден­ные имитаторы древних иконописных школ. Они писали «Рождество Христово», «Николая Чудотворца» и другие иконописные изображения, сохраняя внешние признаки древних писем в колорите и других приемах,

Мстерские художники отказались от условных изобра­зительных приемов, когда фигуры людей, архитектура и элементы пейзажа декоративно сочетаются друг с другом на нейтральном условном фоне. Они стремились к кар­тинному изображению, где персонажи располагаются в самой пейзажной среде. Мстерская миниатюра представ­ляется как бы маленьким живописным панно на крышках коробок и шкатулок из папье-маше. Миниатюру обрамля­ет неширокий поясок ажурного растительного орнамента, выполненного твореным золотом.

Мастера села Холуй позже других вступили на путь лаковой миниатюры. Здесь вплоть до 40-х гг. основной продукцией были коврики-картины, написанные масля­ными красками на холсте или мешковине. Холуй в доре­волюционное время специализировался на изготовлении дешевых икон, которые возами доставляли в Троице-Сергиеву лавру. Здесь не могло быть и речи о ювелирной изо­щренности письма. Подкупала в этих иконах лишь эмо­циональность живописи.

В творчестве С. Мокина, В. ПузаНова, К. Костерина и Д. Добрынина в общих чертах сформировался стиль хо­луйской миниатюры — более конкретный в изображении предметных форм, чем в Палехе, и более декоративный по сравнению с федоскинской миниатюрой.

Во второй половине 1930-х гг. в развитии миниа­тюрной живописи появились специфические трудности и противоречия. Прежде всего Палех, Мстера и Холуй впервые столкнулись с проблемой сбыта своих изделий. Это было обусловлено тем, что маленькие артели посте­пенно превращались в промышленные предприятия типа федоскинского промысла. Появилась серийная продук­ция, рассчитанная на продажу. Возникла необходимость в повторении уже созданных произведений и просто в ко­пиях с образцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: