Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ

В VII—IX вв. большое распространение получила ми­ниатюрная скульптура нэцкэ — характерна только для Японии и Китая.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово «нэцкэ» — «не-цуке» — пишется двумя иероглифа­ми: первый означает «корень», второй — «прикреплять». Нэцкэ — это брелок — противовес, с помощью которого у пояса носят кисет с табаком, связку ключей или инро — коробочку для лекарств и парфюмерии.

Размер нэцкэ обусловлен чисто практическими сооб­ражениями. Слишком мелкие не держались за поясом, а большие были неудобны в обиходе. Так Что размеры от 2,5 до 15 см подсказала сама жизнь. Также для удобства ноше­ния у трехмерных фигурок одну сторону делали плоской. С задней стороны брелоки имели сквозное отверстие для шнура или же для его подержки использовались детали самой фигурки. На первых порах изготовление нэцкэ не было особой отраслью ремесла.

В XV в. мужской пояс служил своего рода «портфе­лем» для деловых бумаг. За поясом также носили веер, письменные принадлежности. Но была еще и масса мел­ких вещиц — кошельки, трубки, кисеты, которые легко выскальзывали из-за пояса и могли потеряться. Их ста­ли подвешивать к поясу на шнурках, а основанием были нэцкэ. Вначале это были просто небольшие палочки. В XVII в. незатейливые брелоки превратились в шедевры миниатюрной скульптуры. Но подлинным украшением японской одежды они стали во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Значительный толчок производству нэцкэ дало рас­пространение в Японии курения. Возникла необходи­мость постоянно иметь при себе целый набор куритель­ных принадлежностей: трубку, кисет с табаком, огниво и пр.

Изысканные формы нэцкэ были предназначены не только для зрительного, привычного для европейцев восприятия. Восприятие осязанием, непосредственный контакт для японцев не менее важен. Вся культура Вос­тока немыслима без понятия медитации. Основой ее всег­да являлись концентрация и расслабление. Средством для медитации могло служить повторение молитв, просмотр произведений живописи, перебирание четок или при­косновение к нэцкэ. Следуя пальцами за гармоничными изгибами формы фигурки, человек успокаивался. Кроме того, их владелец тем самым ненавязчиво демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе.

Необходимость такого приспособления вызвана от­сутствием карманов в японском традиционном костюме. Если женщины могли еще что-то положить в застрочен­ную часть мешкообразного рукава, то мужчины были ли­шены этого удобства — у мужской одежды рукава прямые. Нэцкэ, брелки-противовесы, использовались на обшир­ной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.

Отличаясь тематическим разнообразием, нэцкэ сохра­няли свои изначальные функции — род пуговицы (бре­лок), при помощи которой к поясу прикреплялась ко­робочка с печатью, веер. Расцвет нэцкэ связан с ростом третьего сословия: интеллигенции, торговцев, богатых ремесленников.

Это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей, округленную, приятную на ощупь. С этим связан и выбор материала: не очень тяжелого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространенными материалами были слоно­вая кость, разные породы дерева, керамика, лак и металл, ценный камень, фарфор. Ранние нэцкэ имели вид лепеш­ки. С XVII в. пользовались фигурным нэцкэ с основани­ем в виде печати — из цветных камней, черепахи, золота, перламутра, дерева, пасты.

Тематика нэцкэ связана с жизнью народа, фольклором и мифологией. Часто встречается маска веселой полной женщины, покровительницы веселья и новогодних тор­жеств. Бога богатства Дайкоку вырезали с колотушкой, с помощью которой он добывает различные блага. Бога мудрости и долголетия Фукуроку обычно сопровождала черепаха — символ долговечности. Бога Дзюро (покрови­теля науки) изображали на слоне со свитком о всеобщем благополучии. Комическим персонажем являлся бог тор­говли и рыболовства — Эбису. Его представляли верхом на карпе с удочкой в руках. Бог ветра Футэн всегда снабжен мешком, из которого он извлекает ветер.

Встречаются героические персонажи, совершающие те или иные подвиги. Европейцев изображали в немыс­лимых шляпах, с огромными носами. Сюжеты черпали также из сказок и фольклора. Частый персонаж нэцкэ — могучий барсук-тануки. По народным преданиям, в че­ловека могут вселиться дьявольские лисы. Не меньшей популярностью пользовались мифические существа, де­моны (они), оборотни (бакэмоно), лешие (тэнгу), водя­ные (каппа). Множество нэцкэ выполнено в виде теа­тральных масок.

В нэцкэ отразились сюжеты сказок о подводном цар­стве и драконах. Встречаются нэцкэ на тему буддийских сказаний. Нередки нэцкэ, изображающие животных и растения: тигра — олицетворения мощи, кур — охрани­телей храмов, черепахи, обвитой змеей, — символа севера, персика — символа долголетия, сосны, бамбука — симво­лов счастья.

Но самая распространенная тема жанровых нэцкэ

XVIII в. — жизнь города: резчик над гравировальной до­ской, продавец пищи с палочками, художники, актеры, фокусники и т. д.

Имена мастеров нэцкэ не всегда известны. Крупней­шим мастером был Мива — резчик по дереву. Широко из­вестны имена мастеров конца XVIII—XIX вв. — Мадзанао, Томотада, Ико.

На первых порах эти произведения очаровывают толь­ко виртуозностью исполнения. В маленькой скульптуре не пропущено ни одной детали. Все передано точно и вы­разительно, часто с юмором и фантазией.

Настоящим расцветом нэцкэ можно считать начало в. Нэцкэ стали изготовлять по индивидуальным за­казам. Маленькие нэцкэ покрывали замысловатой резь­бой. Например, есть образцы, на которых вырезана карта Японии. Мастера осваивают новые материалы — металл, керамику — и изготовляют брелоки двойного назначения: в виде миниатюрных ножичков, пепельниц, принадлеж­ностей для чайной церемонии и даже часов.

Когда Япония покончила с многовековой изоляцией от внешнего мира, популярность нэцкэ у японцев упала, вытесненная острым интересом к западному быту, запад­ной культуре. Но зато они стали необыкновенно популяр­ны у европейцев. Мода на коллекционирование их была так велика, что в самой Японии нэцкэ, изготовленных старыми мастерами, почти не осталось, а лучшие коллек­ции теперь находятся в музеях Европы, Америки и в руках частных западных владельцев[31].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: