В) советский агитационный фарфор и художественная керамика

Во время Гражданской войны, когда в стране не хвата­ло бумаги даже для газет и плакатов, революционное пра­вительство прибегало к самым необычным формам про­паганды. Уникальным явлением в искусстве 1918—1921 гг. стал агитационный фарфор. В этот период на складах в Петербурге скопилось большое количество нерасписан­ных изделий, которые было решено использовать как средство революционной агитации. На посуде появи­лись революционные лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Фабрики — рабочим!», «Земля — крес­тьянам!» и др.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — Павел Куз­нецов, Мстислав Добужинский и другие «мирискусники». Уже в ранних работах появилась символика СССР (напри­мер, серп и молот). Наряду с расписной посудой завод вы­пускал и мелкую фарфоровую скульптуру.

В России в годы Гражданской войны и хозяйственной разрухи отсутствие необходимых промышленных товаров, в том числе посуды, привело к возобновлению мелких гончарных производств. Правда, эти гончарные изделия нередко бывали грубой формы и с простыми украшения­ми, а иногда и без них.

Вследствие неравномерного развития художественных керамических промыслов в них, наряду с современными формами организации производства, можно наблюдать почти первобытные виды гончарства, которые, однако, нередко поражают художественным совершенством из­делий. Среди республик нашей страны наибольшим ис­кусством бытового художественного гончарства отлича­ются Украина, Средняя Азия и Дагестан.

На Украине в конце XIX — начале XX вв. активную роль в деятельности промыслов играло земство. Гончар­ные производства во всех основных центрах их распро­странения (Опошня, Миргород, Межигорье, Дыбинцы, Глинское и др.) имели характер хорошо оборудованных мастерских. Производство.сохраняло семейный характер с обычным для Украины разделением труда: гончар — гла­ва семьи, основной работник — исполнял посуду; жена обжигала. На изделиях преобладает украшение поверх­ности рельефом и контррельефом, роспись применяет­ся редко. Формы посуды довольно строгие и удобные. В массе своей украинские гончарные изделия оставались народными; мастера продолжали традиции, унаследован­ные от отцов и дедой.

В тридцатые годы много внимания уделялось разви­тию индивидуального творчества мастеров; всячески по­ощрялось создание новых форм сосудов, новых орнамен­тов.

В керамике западных областей Украины чувствуется влияние городских вкусов начала XX в., особенно в фор­мах посуды и других бытовых предметов: вазочек, пепель­ниц, туалетных коробочек в виде башмачка и т. п. В роспи­си же в большей чистоте сохраняются народные приемы и мотивы. В целом украинское народное художественное

гончарство считалось наиболее развитым керамическим промыслом Советского Союза.

Как известно, киргизы, туркмены и казахи — до не­давнего времени полукочевые народы — не имели своего гончарства, а приобретали нужную им посуду у таджиков и узбеков, занимавшихся этим ремеслом издавна.

К помещению гончарной мастерской, к станку, к об­жигу, к самой глине гончары относились с почтением, как к святыне. С глубокой древности Средняя Азия славится прекрасной традиционной керамикой таких древних цен­тров, как Самарканд, Бухара, Хива ji др. У городских гон­чаров Узбекистана мастерство передавалось почти везде только по мужской линии; женщины либо совсем не допу­скались к производству, либс? выполняли лишь некоторые подсобные работы. В других городах существовало неко­торое разделение труда: одни гончары формовали посуду, другие украшали ее, а в Ташкенте мастера сами выполняли все от начала до конца. В орнаменте на блюдах, например, появились изображения цветов и коробочек хлопка, пяти­конечные звезды и другие советские эмблемы. Делались даже попытки с помощью художников выполнять портре­ты и различные сюжетные композиции с человеческими - фигурами. Необходимо отметить, что местные особенно­сти орнаментальных росписей на посуде в советские годы уже не соблюдались так строго, как прежде. До Великой Отечественной войны гончарное производство с ориги­нальными национальными формами посуды и орнамен­тикой было развито и во многих других республиках: в v Грузии, Армении, Молдавии, Белоруссии.

Керамика — один из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана. Изготовляющаяся здесь керамика

четко разделяется на две цветовые группы, сине-бело-зе- леную и зелено-коричнево-желтую.

Гжель развилась и окрепла в производстве утилитар­ных пределов. Один из важнейших критериев в гжель­ском искусстве майолики стал принцип функциональ­ности. Характерны для гжельской керамики барочные украшения и роспись. Неделимость понятий «польза» и «красота» стали отличительной чертой творчества. Вся­кий персонаж в искусстве гжельца являлся собиратель­ным образом — мужик, баба, военный, — сохраняя в себе лишь специфическое. Это выражалось, в первую очередь, в подчеркивании в фигурах самого важного, самого при­мечательного. «Неработающие» детали предельно обоб­щались. Лаконизм гжельской пластики особенно выра­зителен в майоликовых фигурках.

Вещи были составными, отдельные части вытягива­лись на гончарном круге. Скульптурные украшения вы­полнялись вручную или оттискивались в формах. Все изделия проходили окончательную ручную доводку. Со­четание графических и живописных приемов в гжельском декоре определило стилистику росписи.

С переходом к фарфору Гжель окончательно перерос­ла рамки крестьянского кустарного промысла и вышла на широкий российский рынок. Новый материал был пол­ностью освоен здесь лишь к 1830-м гг. Фарфор требовал новых способов обработки и давал качественно отличные от керамики выразительные возможности.

Стилистическое единство майоликовой пластики — игрушки и скульптурных деталей сосудов — с переходом к фарфоровому производству было нарушено.

Сегодня в России многие авторы работают в керамо- пластике монументального стиля. Следует назвать инте- - ресные и выразительные с пластической стороны компо­зиции В. Земцова, Т. Обуховой, Г. Антиповой. В этом ряду выделяется также Т. Береснева.

Керамопластике Бересневой (композиции «Ангел», «Материнство», «Сон») присущ углубленный психоло­гизм. Ее персонажи находятся в задумчивости. Большин­ство работ Н. Богдановой посвящено анималистической теме, но формы животных или птиц она сильно обобщает. Интересным направлением в керамике последних лет яв­ляется органическое формообразование, от модных ранее индустриальных форм художники почти полностью отка­зались. В. Земцов делает из керамики подобие плетеных клеток с птицами, Г. Антипова делает из плодов и ветвей символ изобилия. Особенно заметны работы Е. Захаро­вой, которые представляют собой сложные композиции из растений, морских существ, раковин. Они поражают тонкостью ручной лепки, ювелирной проработкой каж­дой детали, необыкновенной сложностью композиции при значительной высоте работ — до 80—90 см.


ВИДЫ И МАРКИ ФАРФОРА


В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий[38] фарфор. Некий про­межуточный вид представлен так называемым костя­ным фарфором.[39] Свойства фарфора зависят от пропор­ции составляющих главных веществ. Смесь для фарфора перемалывают, замешивают, промывают и затем высу­шивают до степени способного к принятию формы те­стообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600—800 °С, а потом — уже с гла­зурью — при 1300—1500 °С. Глазурь состоит из тех же суб­станций, что и черепок, только в другой пропорции, и бла­годаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Глазурь фарфора преимущественно состоит из стекла, пе ­ска, соды, поташа и извести. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050—1400 °С, ког­да глазурь соединяется с черепком. Европейский фарфор в большинстве был мягким.

Часто на фарфоровых изделиях (особенно древнейше­го происхождения) марки не было. Мейсенский фарфор не был исключением. Однако в промежутке 1720—1725 гг. нередко возникают подражания китайским надписям или рисункам. С 1723 г. стали пользоваться буквами «К.Р.М,» (Konigliche Porzellanmanufaktur—Королевская Фарфоро­вая Мануфактура). На более же крупных вещах, создан­ных между 1725—1730 гг. в китайском и японском стиле, стоят буквы «AR» (Augustus Rex — Закон Августа), равно как на изделиях, производившихся позже. С 1730 г. появ­ляется марка, которая стала традиционным знаком мей- сенского фарфора: два скрещенных меча (из саксонского герба). На фарфоре 1763—1774 гг. между рукоятками ме­чей возникает точка, позже — звездочка. В промежутке 1814-1820 гг. в качестве указания на дату под мечами по­являются римские цифры.

Случается, что марка на фарфоре процарапана одной или несколькими поперечными черточками, чем отмеча­лось неважное качество вещи и ее состояние при отправ­ке с мануфактуры..

Керамические изделия разделяют на грубую и тон­кую керамику бытового и технического назначения. К грубой, в основном, относятся: архитектурно-строи­тельная керамика (кирпич, изразцы, керамические об­лицовки оконных наличников, черепица и др.) и огнеу­порная (плиты, капсели, подставки для обжига изделий и др.). В производстве грубой керамики широко исполь­зуются легкоплавкие и тугоплавкие глины различного состава и цвета. После обжига изделия имеют в изломе грубозернистую структуру. Производство изделий тон­кой керамики отличается повышенными требования­ми к качеству и однородности сырья, более сложными процессами приготовления и переработки глиняных масс, формования, тщательной отделкой поверхности изделий. В процессе приготовления масс все исходные материалы подвергают тонкому помолу. После обжига изделия имеют в изломе мелкозернистую однородную структуру.

К тонкой керамике бытового назначения относят из­делия из фарфора, полуфарфора, фаянса и майолики.[40]Фарфоровые и фаянсовые изделия бытового назначения классифицируют: по составу материала и технологии из­готовления, назначению, форме, размерам. По составу материала и технологии изготовления все изделия быто­вого назначения подразделяются на фарфоровые, полу­фарфоровые, из костяного фарфора, фаянсовые и майо­ликовые. По назначению различают столовую, чайную, кофейную посуду и художественно-декоративные изде­лия (вазы, скульптура и др.).

По форме посуду подразделяют на полые и плоские изделия. По размерам,изделия подразделяют следующим образом: мелкие — диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 500 см3; крупные — диаметром или дли­ной от 175 до 250 мм, вместимостью от 500 до 1000 см3; осо­бо крупные — диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимостью 1000 см3 и более. Фарфоровые и фаянсовые изделия выпускают высшего качества, I, II и III сортов.

По комплектности различают комплектные и оди­ночные изделия. Особенность изделий, входящих в ком­плект, — единство формы и декоративного оформления.

В зависимости от наличия или отсутствия глазурно­го слоя изделия подразделяют на глазурованные и не глазурованные. Глазурями в настоящее время принято называть стекловидные покрытия по керамике. Глазури применяются в технологии керамики с целью придания изделию гигиеничности, прочности, водонепроницаемо­сти, красивого вида.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: