Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918—1921 гг. стал агитационный фарфор. В этот период на складах в Петербурге скопилось большое количество нерасписанных изделий, которые было решено использовать как средство революционной агитации. На посуде появились революционные лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Фабрики — рабочим!», «Земля — крестьянам!» и др.
Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — Павел Кузнецов, Мстислав Добужинский и другие «мирискусники». Уже в ранних работах появилась символика СССР (например, серп и молот). Наряду с расписной посудой завод выпускал и мелкую фарфоровую скульптуру.
В России в годы Гражданской войны и хозяйственной разрухи отсутствие необходимых промышленных товаров, в том числе посуды, привело к возобновлению мелких гончарных производств. Правда, эти гончарные изделия нередко бывали грубой формы и с простыми украшениями, а иногда и без них.
|
|
Вследствие неравномерного развития художественных керамических промыслов в них, наряду с современными формами организации производства, можно наблюдать почти первобытные виды гончарства, которые, однако, нередко поражают художественным совершенством изделий. Среди республик нашей страны наибольшим искусством бытового художественного гончарства отличаются Украина, Средняя Азия и Дагестан.
На Украине в конце XIX — начале XX вв. активную роль в деятельности промыслов играло земство. Гончарные производства во всех основных центрах их распространения (Опошня, Миргород, Межигорье, Дыбинцы, Глинское и др.) имели характер хорошо оборудованных мастерских. Производство.сохраняло семейный характер с обычным для Украины разделением труда: гончар — глава семьи, основной работник — исполнял посуду; жена обжигала. На изделиях преобладает украшение поверхности рельефом и контррельефом, роспись применяется редко. Формы посуды довольно строгие и удобные. В массе своей украинские гончарные изделия оставались народными; мастера продолжали традиции, унаследованные от отцов и дедой.
В тридцатые годы много внимания уделялось развитию индивидуального творчества мастеров; всячески поощрялось создание новых форм сосудов, новых орнаментов.
В керамике западных областей Украины чувствуется влияние городских вкусов начала XX в., особенно в формах посуды и других бытовых предметов: вазочек, пепельниц, туалетных коробочек в виде башмачка и т. п. В росписи же в большей чистоте сохраняются народные приемы и мотивы. В целом украинское народное художественное
|
|
гончарство считалось наиболее развитым керамическим промыслом Советского Союза.
Как известно, киргизы, туркмены и казахи — до недавнего времени полукочевые народы — не имели своего гончарства, а приобретали нужную им посуду у таджиков и узбеков, занимавшихся этим ремеслом издавна.
К помещению гончарной мастерской, к станку, к обжигу, к самой глине гончары относились с почтением, как к святыне. С глубокой древности Средняя Азия славится прекрасной традиционной керамикой таких древних центров, как Самарканд, Бухара, Хива ji др. У городских гончаров Узбекистана мастерство передавалось почти везде только по мужской линии; женщины либо совсем не допускались к производству, либс? выполняли лишь некоторые подсобные работы. В других городах существовало некоторое разделение труда: одни гончары формовали посуду, другие украшали ее, а в Ташкенте мастера сами выполняли все от начала до конца. В орнаменте на блюдах, например, появились изображения цветов и коробочек хлопка, пятиконечные звезды и другие советские эмблемы. Делались даже попытки с помощью художников выполнять портреты и различные сюжетные композиции с человеческими - фигурами. Необходимо отметить, что местные особенности орнаментальных росписей на посуде в советские годы уже не соблюдались так строго, как прежде. До Великой Отечественной войны гончарное производство с оригинальными национальными формами посуды и орнаментикой было развито и во многих других республиках: в v Грузии, Армении, Молдавии, Белоруссии.
Керамика — один из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана. Изготовляющаяся здесь керамика
четко разделяется на две цветовые группы, сине-бело-зе- леную и зелено-коричнево-желтую.
Гжель развилась и окрепла в производстве утилитарных пределов. Один из важнейших критериев в гжельском искусстве майолики стал принцип функциональности. Характерны для гжельской керамики барочные украшения и роспись. Неделимость понятий «польза» и «красота» стали отличительной чертой творчества. Всякий персонаж в искусстве гжельца являлся собирательным образом — мужик, баба, военный, — сохраняя в себе лишь специфическое. Это выражалось, в первую очередь, в подчеркивании в фигурах самого важного, самого примечательного. «Неработающие» детали предельно обобщались. Лаконизм гжельской пластики особенно выразителен в майоликовых фигурках.
Вещи были составными, отдельные части вытягивались на гончарном круге. Скульптурные украшения выполнялись вручную или оттискивались в формах. Все изделия проходили окончательную ручную доводку. Сочетание графических и живописных приемов в гжельском декоре определило стилистику росписи.
С переходом к фарфору Гжель окончательно переросла рамки крестьянского кустарного промысла и вышла на широкий российский рынок. Новый материал был полностью освоен здесь лишь к 1830-м гг. Фарфор требовал новых способов обработки и давал качественно отличные от керамики выразительные возможности.
Стилистическое единство майоликовой пластики — игрушки и скульптурных деталей сосудов — с переходом к фарфоровому производству было нарушено.
Сегодня в России многие авторы работают в керамо- пластике монументального стиля. Следует назвать инте- - ресные и выразительные с пластической стороны композиции В. Земцова, Т. Обуховой, Г. Антиповой. В этом ряду выделяется также Т. Береснева.
Керамопластике Бересневой (композиции «Ангел», «Материнство», «Сон») присущ углубленный психологизм. Ее персонажи находятся в задумчивости. Большинство работ Н. Богдановой посвящено анималистической теме, но формы животных или птиц она сильно обобщает. Интересным направлением в керамике последних лет является органическое формообразование, от модных ранее индустриальных форм художники почти полностью отказались. В. Земцов делает из керамики подобие плетеных клеток с птицами, Г. Антипова делает из плодов и ветвей символ изобилия. Особенно заметны работы Е. Захаровой, которые представляют собой сложные композиции из растений, морских существ, раковин. Они поражают тонкостью ручной лепки, ювелирной проработкой каждой детали, необыкновенной сложностью композиции при значительной высоте работ — до 80—90 см.
|
|
ВИДЫ И МАРКИ ФАРФОРА
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий[38] фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.[39] Свойства фарфора зависят от пропорции составляющих главных веществ. Смесь для фарфора перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600—800 °С, а потом — уже с глазурью — при 1300—1500 °С. Глазурь состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Глазурь фарфора преимущественно состоит из стекла, пе ска, соды, поташа и извести. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050—1400 °С, когда глазурь соединяется с черепком. Европейский фарфор в большинстве был мягким.
Часто на фарфоровых изделиях (особенно древнейшего происхождения) марки не было. Мейсенский фарфор не был исключением. Однако в промежутке 1720—1725 гг. нередко возникают подражания китайским надписям или рисункам. С 1723 г. стали пользоваться буквами «К.Р.М,» (Konigliche Porzellanmanufaktur—Королевская Фарфоровая Мануфактура). На более же крупных вещах, созданных между 1725—1730 гг. в китайском и японском стиле, стоят буквы «AR» (Augustus Rex — Закон Августа), равно как на изделиях, производившихся позже. С 1730 г. появляется марка, которая стала традиционным знаком мей- сенского фарфора: два скрещенных меча (из саксонского герба). На фарфоре 1763—1774 гг. между рукоятками мечей возникает точка, позже — звездочка. В промежутке 1814-1820 гг. в качестве указания на дату под мечами появляются римские цифры.
|
|
Случается, что марка на фарфоре процарапана одной или несколькими поперечными черточками, чем отмечалось неважное качество вещи и ее состояние при отправке с мануфактуры..
Керамические изделия разделяют на грубую и тонкую керамику бытового и технического назначения. К грубой, в основном, относятся: архитектурно-строительная керамика (кирпич, изразцы, керамические облицовки оконных наличников, черепица и др.) и огнеупорная (плиты, капсели, подставки для обжига изделий и др.). В производстве грубой керамики широко используются легкоплавкие и тугоплавкие глины различного состава и цвета. После обжига изделия имеют в изломе грубозернистую структуру. Производство изделий тонкой керамики отличается повышенными требованиями к качеству и однородности сырья, более сложными процессами приготовления и переработки глиняных масс, формования, тщательной отделкой поверхности изделий. В процессе приготовления масс все исходные материалы подвергают тонкому помолу. После обжига изделия имеют в изломе мелкозернистую однородную структуру.
К тонкой керамике бытового назначения относят изделия из фарфора, полуфарфора, фаянса и майолики.[40]Фарфоровые и фаянсовые изделия бытового назначения классифицируют: по составу материала и технологии изготовления, назначению, форме, размерам. По составу материала и технологии изготовления все изделия бытового назначения подразделяются на фарфоровые, полуфарфоровые, из костяного фарфора, фаянсовые и майоликовые. По назначению различают столовую, чайную, кофейную посуду и художественно-декоративные изделия (вазы, скульптура и др.).
По форме посуду подразделяют на полые и плоские изделия. По размерам,изделия подразделяют следующим образом: мелкие — диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 500 см3; крупные — диаметром или длиной от 175 до 250 мм, вместимостью от 500 до 1000 см3; особо крупные — диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимостью 1000 см3 и более. Фарфоровые и фаянсовые изделия выпускают высшего качества, I, II и III сортов.
По комплектности различают комплектные и одиночные изделия. Особенность изделий, входящих в комплект, — единство формы и декоративного оформления.
В зависимости от наличия или отсутствия глазурного слоя изделия подразделяют на глазурованные и не глазурованные. Глазурями в настоящее время принято называть стекловидные покрытия по керамике. Глазури применяются в технологии керамики с целью придания изделию гигиеничности, прочности, водонепроницаемости, красивого вида.