Еще в XVIII в. фарфоровые предметы осознавались в России как произведения искусства, достойные коллекционирования. В. XIX в. продукция уже многочисленных к тому времени частных фарфоровых заводов состояла в значительной своей части из декоративных предметов — статуй, ваз, скульптур и пр.
Во второй половине XVIII в. декоративно-приклад- ное искусство России развивалось в русле европейского. На смену рококо приходит классицизм. В отличие от изысканной елизаветинской «забавы» фарфор в екатерининское время — рупор идеологии самодержавия и просвещения.[35]
В конце века по заказу Кабинета Ее Императорского Величества на Императорском фарфоровом заводе[36] изготовляют Кабинетский сервиз (800 предметов). По тем же формам, но с иным декором создан Юсуповский сервиз (650 предметов).. Знаменит также и Орловский сервиз[37], который соединяет в себе черты барокко, рококо и классицизма. В середине 1770-х гг., с одобрения императрицы, на Императорском фарфоровом заводе создается серия «Народы России».
|
|
При Павле I искусство фарфора продолжает развиваться в русле классицизма. На смену огромным парадным сервизам екатерининского времени на 50—60 персон приходят сервизы на 8—20 персон. Также в моду входят сервизы на 2 персоны.
Формы и декор фарфора при Александре I соответствуют стилю ампир (в России в первой трети XIX в.). Образцами в этот период служат изделия немецких и французских мануфактур, а также восточные, античные и древнерусские. Фарфор второй половины XIX в. относят к эклектике (смешению стилей).
В формах пытались одно время подражать народной металлической и деревянной посуде. Кроме фарфора с сюжетными и орнаментальными росписями, распространение получили росписи изделий под яшму, бронзу, малахит, коралл и др. Активно продолжается изготовление больших декоративных ваз разных форм.
В изделиях мелких частных фарфоровых заводов наблюдается некоторое запаздывание по отношению к заводам ведущим. Несмотря на такое запаздывание, продукция частных заводов была более дешевой, а обилие ярких красок и относительная простота росписей соответствовали вкусам покупателей: купцов, мещан, зажиточных крестьян.
Вторая треть XIX в. — время расцвета мелких частных фарфоровых заводов. Во второй трети XIX в. Россия вслед за Европой начинает экспериментировать с фарфоровой массой и с глазурями. В России приступили к выделке терракоты и стали использовать цветные глазури. В последней четверти XIX в. на Императорском фарфоровом заводе копировали образцы Мейсена и Севра,, изделия итальянского Ренессанса и др. В 70—80-х гг. XIX в. начинается процесс поглощения несколькими крупными частными фарфоровыми заводами мелких. Но по своим техническим качествам фарфор этого времени находится на довольно высоком уровне.
|
|
Конец XIX — начало XX в. в России — время модерна. Новая техника подглазурной росписи с неяркими цветами, полутонами и дымкой как нельзя более кстати подходила для этого стиля. Кроме того, модерн в фарфоре выражается в причудливо изогнутых линиях формы, в стилизованных росписях. Пластика посуды приобретает «подвижность». Модерн в основном проявляется в изделиях ведущих заводов.
В декоре и форме рядом сосуществовали модерн, исторические стили, формы первой трети XIX в. и подражания старым западноевропейским изделиям. Декор используется как выработанный ранее, так и связанный с появлением новых технических средств—печати, аэрографа, трафарета. С помощью этих техник привычные виды декора (мушель, кобальт, манер и др.) изменялись и становились дешевле.
С 1907 г. на Императорском фарфоровом заводе приступают к выпуску этнографической серии скульптур П. Каменского «Народности России». Скульптуры высотой 35—40 см отличает богатство росписи, точно воспроизводящей фактуру, цвет и украшения национальных одежд. В 1909 г. начинает выпускаться серия скульптур Траубенберга — военные в формах гвардейских полков за 150 лет. В начале XX в. вновь возвращается интерес к картинной живописи на фарфоре.
В 1910-е гг. в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве наблюдаются тенденции ^возвращению к классической строгости форм и декора. Происходит и некоторое возвращение к ампиру.
Во втором десятилетии XX в. пышно отмечали столетие Отечественной войны 1812 г. и 300-летие династии Романовых. В фарфоре эти темы проявились в декоре посуды. С началом первой мировой войны производство художественного фарфора в России как на частных заводах, так и на Императорском фарфоровом заводе пришло в упадок, в основном изготавливали технический фарфор для военных нужд.