Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв

Еще в XVIII в. фарфоровые предметы осознавались в России как произведения искусства, достойные коллек­ционирования. В. XIX в. продукция уже многочисленных к тому времени частных фарфоровых заводов состояла в значительной своей части из декоративных предметов — статуй, ваз, скульптур и пр.

Во второй половине XVIII в. декоративно-приклад- ное искусство России развивалось в русле европейско­го. На смену рококо приходит классицизм. В отличие от изысканной елизаветинской «забавы» фарфор в екатери­нинское время — рупор идеологии самодержавия и про­свещения.[35]

В конце века по заказу Кабинета Ее Императорского Величества на Императорском фарфоровом заводе[36] из­готовляют Кабинетский сервиз (800 предметов). По тем же формам, но с иным декором создан Юсуповский сер­виз (650 предметов).. Знаменит также и Орловский сер­виз[37], который соединяет в себе черты барокко, рококо и классицизма. В середине 1770-х гг., с одобрения импера­трицы, на Императорском фарфоровом заводе создается серия «Народы России».

При Павле I искусство фарфора продолжает разви­ваться в русле классицизма. На смену огромным парад­ным сервизам екатерининского времени на 50—60 персон приходят сервизы на 8—20 персон. Также в моду входят сервизы на 2 персоны.

Формы и декор фарфора при Александре I соответ­ствуют стилю ампир (в России в первой трети XIX в.). Образцами в этот период служат изделия немецких и французских мануфактур, а также восточные, античные и древнерусские. Фарфор второй половины XIX в. отно­сят к эклектике (смешению стилей).

В формах пытались одно время подражать народной металлической и деревянной посуде. Кроме фарфора с сюжетными и орнаментальными росписями, распростра­нение получили росписи изделий под яшму, бронзу, ма­лахит, коралл и др. Активно продолжается изготовление больших декоративных ваз разных форм.

В изделиях мелких частных фарфоровых заводов на­блюдается некоторое запаздывание по отношению к за­водам ведущим. Несмотря на такое запаздывание, про­дукция частных заводов была более дешевой, а обилие ярких красок и относительная простота росписей соот­ветствовали вкусам покупателей: купцов, мещан, зажи­точных крестьян.

Вторая треть XIX в. — время расцвета мелких част­ных фарфоровых заводов. Во второй трети XIX в. Россия вслед за Европой начинает экспериментировать с фарфо­ровой массой и с глазурями. В России приступили к вы­делке терракоты и стали использовать цветные глазури. В последней четверти XIX в. на Императорском фарфо­ровом заводе копировали образцы Мейсена и Севра,, из­делия итальянского Ренессанса и др. В 70—80-х гг. XIX в. начинается процесс поглощения несколькими крупными частными фарфоровыми заводами мелких. Но по своим техническим качествам фарфор этого времени находится на довольно высоком уровне.

Конец XIX — начало XX в. в России — время модерна. Новая техника подглазурной росписи с неяркими цвета­ми, полутонами и дымкой как нельзя более кстати под­ходила для этого стиля. Кроме того, модерн в фарфоре выражается в причудливо изогнутых линиях формы, в стилизованных росписях. Пластика посуды приобретает «подвижность». Модерн в основном проявляется в изде­лиях ведущих заводов.

В декоре и форме рядом сосуществовали модерн, исто­рические стили, формы первой трети XIX в. и подражания старым западноевропейским изделиям. Декор использует­ся как выработанный ранее, так и связанный с появлением новых технических средств—печати, аэрографа, трафарета. С помощью этих техник привычные виды декора (мушель, кобальт, манер и др.) изменялись и становились дешевле.

С 1907 г. на Императорском фарфоровом заводе при­ступают к выпуску этнографической серии скульптур П. Каменского «Народности России». Скульптуры вы­сотой 35—40 см отличает богатство росписи, точно вос­производящей фактуру, цвет и украшения национальных одежд. В 1909 г. начинает выпускаться серия скульптур Траубенберга — военные в формах гвардейских полков за 150 лет. В начале XX в. вновь возвращается интерес к кар­тинной живописи на фарфоре.

В 1910-е гг. в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве наблюдаются тенденции ^возвращению к клас­сической строгости форм и декора. Происходит и некото­рое возвращение к ампиру.

Во втором десятилетии XX в. пышно отмечали столе­тие Отечественной войны 1812 г. и 300-летие династии Романовых. В фарфоре эти темы проявились в декоре посуды. С началом первой мировой войны производство художественного фарфора в России как на частных заво­дах, так и на Императорском фарфоровом заводе пришло в упадок, в основном изготавливали технический фарфор для военных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: