а) керамика; всемирная история фарфора «до нового ВРЕМЕНИ
Далеко славились керамические изделия Древней Греции. Редких высот мастерства достигли критские ва- зописцы. Они изготовляли сосуды, различные по фррме и размерам. Минойские вазы тяготеют к объемным, сферическим формам. Для устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и черную краски. Композиции включали в себя геометрический узор и образы природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов; особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках.
Фарфор (от перс, «фег-фур») — керамические изделия из глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок — был изобретен в Китае в IV—VI вв. В Европе с. XVI в. производился мягкий фарфор (без каолина), с началаXVIII в. — твердый.
Изделия из фарфора получили широкое распространение в Китае уже к VIII—IX вв. Они появились там впервые благодаря богатым залежам особой породы — фарфорового камня и местной белой глины — каолина.
|
|
Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства, которому знаменитые поэты посвящали стихи. Сосуды разных школ фарфорового производства отличались пропорциями и нежными оттенками цветов.
Долгое время за пределами Китая не знали, как производится фарфор: это было секретом и гордостью Тан- ской империи.
В период позднего Средневековья на первое место среди всех декоративно-прикладных изделий вновь выдвинулся фарфор, технология которого достигла невиданного ранее совершенства. Мастера фарфоровых изделий ставили перед собой новые задачи. Фарфоровая продукция стала многоцветной; особенно знаменит стал расписной фарфор.
Отдельные этапы в истории китайского фарфора так же, как и соответствующие им изделия, обозначаются
именем правящей династии. Около 1500 г. производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII вв. голландцы. Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.
Спорадически попадая в Европу, начиная с XIII в., китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.
Интересен и наименее изученный вид китайского декоративного искусства — расписные эмали (хуа фалан). С техникой их изготовления китайцев познакомили французские миссионеры в конце XVII — начале XVIII вв. При этом образцами для китайских мастеров послужили знаменитые л'иможские эмали.
|
|
В XVIII столетии фарфор стали вывозить во многие страны мира. Отличающиеся звонкостью, необыкновенной белизной и тонкостью фарфоровые изделия Китая были необычайно притягательны для жителей европейских стран. Более того, фарфор стали изготавливать и в Европе. Не достигнув тех качеств, которые были присущи китайским фарфоровым изделиям, европейская фарфоровая керамика приобрела собственные уникальные черты.
Так, фарфор в стиле ампир был похож на изделия из бронзы или камня. Подражая античной посуде, мастера покрывали его поверхность слоем синей краски, позолотой или раскрашивали наподобие патины на бронзе.
В 1673 г. была основана первая французская мануфактура Л. Потера. Она производила мягкий фарфор, из всего этого уцелело совсем немного вещей. Декорированы они большей частью кобальтом, реже другими красками (зеленой, красной). Краски наносились на глазурь и потом обжигались.
Крупнейшим европейским центром по производству фарфора была мануфактура в Севре (близ Парижа).[33] В 1800 г. там начали изготавливать так называемый твердый фарфор. Сервизы с археологической точностью воспроизводили формы античных сосудов. Но техника мягкого фарфора, прославившая Севр в XVIII в., была утрачена навсегда. Примеру Броньяра последовали фарфоровый завод в Мейсене (Германия)[34] и мануфактура в Вене.
В первой половине XIX в. стеклоделие было единственным видом прикладного искусства, где вкусы диктовала не Франция. В этот период были популярны английское декоративное стекло и богемский хрусталь, покрытые множеством граней, оправленные в бронзу и серебро.
Позднее, в период Реставрации и бидермейера, немецкие и австрийские мастера вновь стали изготовлять фарфор естественного белого цвета. Около 1830 г. качество фарфора снизилось, его производство упростилось и подешевело. Теперь изделия из него не только украшали аристократические салоны, но и превратились в доступные для многих предметы обихода.