Издательство «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57.. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.


 

 


[1] Инкрустация (лат. incrustatio, от incrusto — «покрываю слоем, ко­рой, выкладываю мрамором») — вид декорировки изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамо­ра, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Известна инкрустация деревом по дереву (интарсия), металлом по металлу (на­сечка), камнем по камню.

2 Три ведущие школы икебаны Японии: Икенобо, Охара и Согецу.

[3] Рикка олицетворяла величественную природу, растения в ней устремлялись прямо вверх, к небу.

[4] Тябана в соответствии с особой атмосферой, в которой проходила чайная церемония, отличалась простотой, скромностью и самих цве­тов, и вазы: они не могли быть яркими и броскими, всего 1—2 цветка и листик. Основатель Чайной церемонии й тябана Сен-но Риюо (1520- 1571) положил начало развитию оригинального стиля икебаны, попу­лярного среди простых людей.

[5] Нагеирэ отражает естественный рост растений, цветы стоят в вазе непринужденно, не стесненные какими-либо правилами; стеб­ли их свободно опираются о края сосуда. Нагеирэ имеет очень мно­го форм, она бывает прямостоячей, наклонной, свисающей, настен­ной, лежачей и т. п. Особое развитие получили висячие композиции в лодкообразных вазах. Такие аранжировки были доступны каждо­му человеку и потому любимы, особенно среди широких слоев на­селения..

[6] Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске, древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные < колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пе ресыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни прикле ивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и * напаивают.

[7] Яйцо — символ первоисточника жизни. В дохристианские вре­мена яйцу приписывали силу божества. В православной России, где Пасха считается Великим праздником, стало традицией дарить худо­жественно разукрашенные яйца, резные и ювелирные. Великолепным образцом ювелирных яиц являются пасхальные и декоративные яйца Дома Фаберже, вернувшиеся после многих лет в Россию. Даже цари свято соблюдали традицию: дарили женам пасхальные яйца. Однако правитель, благословленный Богом на власть, должен был преподно­сить жене нечто достойное своего величия.

[8] Одним из таких мастеров был Никита Воинов, который делал шлемы, латы, ружья, пистолеты, ножи, украшенные золотой насеч­кой, резьбой, инкрустацией. Он прибыл в Москву в 1613 г. из Мурома, учился у восточных мастеров в Константинополе.

[9] Чем тверже древесина, тем больше изменяется техника резьбы, должна меняться и заточка инструмента.

[10] Белый — осина, береза, ель, пихта, клен. Серый — ясень, грец­кий орех. Черный — эбеновое дерево, макасар. Светло-коричне­вый — орех, каштан, дуб, груша. Темно-коричневый — орех, пали­сандр, абрикос. Красно-фиолетовый — амарант. Красный — маклюра, падуб, ольха. Розовый — груша, бук, ольха, яблоня. Бурый — дуб, ли­ственница, кедр, орех, бук. Желтый — лимонное дерево, карельская береза, сосна.

[11] Тис при вымачивании в воде из желтовато-красного становится фиолетово-пунцовым. Отвар из коры ольхи окрашивает в краснова­то-коричневый цвет, который не выцветает на солнце. Отвар из ше­лухи лука дает желтый или (при концентрации) коричнево-краснова­тый тон. При желании древесину также можно отбеливать: для этого используют хлорную известь в виде кашицы или перекись водорода в мыльном растворе.

'2 Резьба стиля богдади носит характер несложных геометрических Построений; он употреблялся для оформления и украшения предме­том обихода. Стиль ислими основан на бесчисленных, порой очень 'сложных, растительных и растительно:геометрических вариаций, Лот стиль известен почти на всем Среднем и Ближнем востоке. Осо­бую разновидность тонкой фоновой резьбы представляет собой резь­ба паргори, в основе которой лежит геометрическая сетка из кругов, Юшлратов, треугольников. Для резьбы используются лучшие местные Породы деревьев: орех, платан, вяз, можжевельник, шелковица, то­поль, абрикос.

[13] Яркий пример нового стиля — интерьеры покоев Людовика XV в Версале (автор — Ж. Габриель, 1735-1774). Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. На смену изогнутым фор­мам рококо пришли строгие прямые линии. На стенах появляются беломраморные медальоны с античными профилями, строгие полу­колонны.

[14] Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убран­ство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов. Барочные по су­ществу, элементы орнаментики — листья, ленточные переплетения и пр. — приобретают большую легкость, воздушность. Появляется при­ем украшения резным ромбовидным орнаментом.

[15] Формы мебели становятся грациозными, композиция — более непринужденной, динамичной. Излюбленные.орнаментальные моти­вы: гротеск, ленточные переплетения, прихотливые завитки. Увлече­ние китайским фарфором, лаками, мебелью оказало стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. Среди мотивов укра­шения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Известный и прежде мотив раковины теперь приобре­тает самые затейливые формы, предвещающие рококо. В мебельном производстве используются экзотические породы дерева. Особенно своеобразны по решению ножки стульев, кресел и столов. Гнутые и точеные в виде балясин барочные ножки обильно украшаются моти­вами масок, женских головок, стилизованных листьев. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика, комод становится в это время одной из излюблен­ных мебельных форм.

[16] Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII—XVIII вв.) и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. На стене за кроватью часто помещалось зеркало. Ложе «охраняли» сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром.

[17] В 1750-х гг. фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур обста­вила свою загородную резиденцию комодами и секретером из не­обычной, только что появившейся тогда в Европе древесины. Она была крепкой, с четкими красивыми разводами и цветом напоминала старое вино (ввозилась из колоний Англии). Новинка быстро вытес­нила из мебельного производства известные ранее экзотические со­рта дерева.

Но в 1806 г. Наполеон запретил ввозить любые товары и сырье из враждебной Англии во Францию и часть Европы. Но для возводив­шихся резиденций императора требовалось много модной мебели, и для императора Франции красное дерево переправляли через таможни контрабандой. Уже в те времена различали множество видов красного дерева в зависимости от места добычи, оттенка цвета и переплетения волокон на поверхности распила: тигровое, с мушками, мраморное, волокнистое, атласное и др.

[18] Отличительные признаки мебели бидермейер: плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные нож­ки, широко распространившиеся после 1830 г. В качестве настилочно­го материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки — ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими фарфоровыми шляпками.

[19] Среди проектов подобных общественных жилищ можно отме­тить общежития, многоквартирные дома для семейных, где, кроме отдельных квартир или комнат, предусматривались помещения кол­лективного назначения: столовые, читальни, прачечные, кладовые и общие залы.

[20] Эклектикой называют эпоху внестилевого развития архитекту­ры. Эклектика наступает, когда очередной господствующий стиль уже «выработал себя», а новый еще не создан. Тогда зодчие обращаются ко всему архитектурному наследию (истории), заново обучаясь и перео­смысливая накопленный опыт. Во всяком случае именно так эклекти­ку трактует современная история архитектуры.

[21] Особое внимание уделяется мотиву фонтанов (не забудем, что именно в эти края в поисках источника вечной молодости в начале KVI в. отправился испанский конкистадор Леон, которому и принад­лежит открытие Флориды)

[22] В 1930-х и 1940-х гг. Соединенные Штаты охватила мода на «арт- деко». Количество предметов ручной работы было ограничено, для удовлетворения спроса был налажен выпуск недорогих изделий «арт- деко». Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, мас­сивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бе­жевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углу­блениями для пальцев. Популярными были сочетания черного и свет­лого лака. Среди жителей небоскребов стал популярным девиз «чем компактнее, тем лучше».

Майами-Бич (США) известен уникальным скоплением зданий в * архитектурном стиле «арт-деко». Здесь, в районе SoBe (South Beach), находится крупнейший в мире «арт-деко»-дистрикт. На одной ква­дратной миле разместились около 800 зданий, построенных в 1920— 40-е гг. В 1926 г. здесь проносится ураган, который сносит почти все постройки. Новые здания строятся исключительно из бетона. Про­ходит еще три года, и обваливается финансовая биржа на Уолл-стрит. Вскоре страну затягивает Великая депрессия. Именно на эти трудные: годы приходится самое активное строительство в Майами-Бич. Яр- i кие, причудливые постройки, большинство из которых строились в модном стиле «арт-деко», призывали к душевному подъему Амери- ки. Они отвлекали американцев от суровой реальности и помогали им хотя бы ненадолго погрузиться в утопические мечты о прекрас­ном будущем.

В Майами-Бич зарождается индивидуальный стиль — «тропиче­ский арт-деко», отмеченный пастельными тонами.

[23] Описание некоторых дополнительных принадлежностей: 1) ли­нейки для квилтинга. Линейки исключительно хорошо подходят для кроя и нанесения меток. На прозрачных пластмассовых линейках на­несены отметки под углами 30, 45, 60, 90 градусов; 2) роликовый нож дня кроя. Нож удобно держать под нужным углом для точного кроя. На­жмите на курок, чтобы достать лезвие ножа, отпустите курок, и, лезвие опять войдет внутрь в безопасное положение. Придерживая линейкой материал, нужно аккуратно провести лезвием по ткани, и лоскут будет' срезан; 3) планшеты для кроя. При срезании ткани роликовым ножом: можно повредить стол; для того чтобы этого не произошло, подстав­ляйте под материал планшет для кроя, который имеет мягкую поверх­ность и предотвращает притупление ножа. Кроме того, на планшете нанесены метки как в сантиметрах, так и в дюймах.

[24] Бани представляли собой целые комплексы, как подземные бани знаменитой Альгамбры. Свет в них проникал сквозь отверстия в купо­лах, которые имели форму звезды и были закрыты цветными стекла­ми. Материалы для выкладывания мозаик в бассейнах использовали самые разные: речной камень, смальту, изразцы, отделочные камни и даже камни драгоценные. Все это сочеталось с резным мрамором, по­золоченной скульптурой, цветными витражами, зеркалами, богатыми сосудами для омовений.

[25] Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их есте­ственного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали. Сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. Высокая устойчивость стекла к воздействию влаги, кислот и щелочей, перепадам температур позволяет уверенно использовать мозаику более широко, чем плит­ку, для отделки фасадов, открытых бассейнов, внешних поверхностей других сооружений, подверженных влиянию неблагоприятных атмос­ферных явлений.

[26] Сегодня моден так называемый «византийский стиль»: это ис­пользование колористической гаммы и сюжетов византийских моза­ик. Византийцы любили синий (голубой) и золотой фон. Некоторые современные мастера перенимают не только фон, но и типично ви­зантийские мотивы. Например, голубей, пьющих из чаши фонтана. Вообще мозаика как искусство долговечное wоперирующее в основ­ном лапидарными формами любит древние, устоявшиеся сюжеты. Это касается и простого орнамента, например меандра или узора из пальметт.

[27] Она имеет почти кубическую форму и разные грани: одна — глад­кая, другая с выемкой, третья, наоборот, с выпуклостью и т. д. Древние верили, что форма эта не случайна, что именно при помощи этой кости можно точнее всего узнать волю богов. По другим сведениям астрагалы были продолговатыми и имели лишь четыре плоские грани, на которых сравнительно с кубом недоставало двойки и пятерки.

[28] Очень быстро токарня Петра I, в которой было 27 станков для обработки слоновой кости, становится одной из лучших в Европе. В

1712 г. из Москвы в Петербург переезжает мастер'А. К. Нартов. Опыт создания произведения прикладного искусства токарни Петра I явился основой для дальнейшего развития блестящего искусства резной ко­сти в Санкт-Петербурге. Петровская токарня выпускала костяные и деревянные медали практически на любое значимое событие, проис­ходившее во внутренней и внешней политике России. С самого своего основания токарня была тесно связана с международной дипломатией Петра Великого.

[29] Изящество и строгость композиции. Характерными декора­тивными элементами классицизма были свисающая ткань, перехва­ченная лентами и бантами, медальоны с символикой, колесницы, амуры, урны, деревья, листья и т. п. Под резьбу подкладывался яр­кий фон из сине-зеленой или алой фольги, которая отбрасывала на кость цветные отблески. Внутри таких шкатулок находились отдель­ные корзиночки с прорезными стенками. Особенного изыска клас­сицизм достиг в портретах медальонного типа, которые обычно реза­лись на костяных пластинах. Кроме того, использовались накладные костяные рельефы.

[30] Для работы над сквозной резьбой требуются штихели, надфили, лобзик, клепики и втиральники. Лобзик, надфили и втиральники слу­жат для прорезания и отделки ажура, а штихели и клепики — для на­несения на ажурное изделие гравированного рельефа. Часто исполь­зуется бормашина стоматолога.

Клепик делается из стальной спицы, которую нужно расплющить на конце и придать форму полукруга, треугольника, острого клина. На нерабочую сторону клепика насаживается рукоятка, а рабочая часть за­тачивается. Втиральник: стальной стержень нужно отпустить на огне, потом выточить из него клинок в виде удлиненного конуса и в заверше­ние на боковые поверхности нанести надфилями поперечные насечки. Готовые втиральники закаляют и насаживают на рукоятки. Втиральни­ки могут быть не только круглые в сечении.

[31] В России богатые коллекции японских нэцкэ хранятся в Государ­ственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Восто­ка, у частных коллекционеров. Одним из известных собирателей нэцкэ был А. М. Горький.

[32] Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязыва­ют несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не может проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения разнообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы об­разовались на воске трещинки, в которые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название «кракле». Чтобы осветлить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной жи­вописи

 

[33] Во Франции изготавливать фарфоровые изделия начали в конце XVII вв., а расцвет этого ремесла пришелся на середину XVIII столе­тия. В течение десяти лет (с 1757 по 1767 гг.) мануфактуру возглавлял Э. Фальконе. Он наладил производство изделий из бисквита — особого фарфора с матовой поверхностью, который не имел глазури. Нередко в их, сюжетах воспроизводились композиции знаменитых художников.

[34] Фарфоровое производство в Мейсене существовало с 1710 г., позднее распространившись в другие города. Помимо дорогой посу­ды, мастера создавали маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали различными изо­бражениями.

К концу XVII в. граф Э. Чирнхауз проводит исследования; его це­лью было найти сырье, которое смогло бы дать стране хозяйственную основу. Одновременно он искал огнеупорный материал для стеклопла­вильных печей. Свою научную работу он проводил вместе с Бетгером, который вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса. Основанная в 1708 г. мануфактура должна была производить керамические товары по образцам Голландии. Но Чирнхауз вскоре умер. А в январе 1710 г. в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бетгер руководил ею до своей смер- тив 1719г.

Твердость каменной посуды позволяла применять различные техники декора: рельефы, резьбу и полировку, роспись золотом и серебром. В 1722 г. появляются красная, фиолетовая, коричневая, желтовато-зеле- ная и серо-зеленая, желтая и голубая окраски изделий, с 1725 г. — по­золота. Начиная с 1740-х гг., в фарфоровой пластике предстают самые разнообразные темы: аллегорические и мифологические изображения, кавалеры и дамы в кринолине, крестьяне и торговцы, солдаты и охот­ники, пастухи и пастушки.

Вскоре в конкурентной борьбе с другими европейскими фарфоро­выми заводами мейсенский фарфор утрачивает свою ведущую пози­цию, и в Мейсене даже применяются образцы Венского и Севрского заводов. В это же время в конце XVIII в. в Мейсене по примеру Севра стали изготовлять керамику из неглазурованного фарфора (бисквита); однако он был зернистый, синеватый и холодный потону. Этим закан­чивается творческая эпоха Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Из­делия XIX в. художественно еще менее значимы.

[35] Поэтому существенное место в изделиях из фарфора занимает личность Екатерины II: скульптурные изображения, инициалы, госу­дарыня в виде законодательницы и богини правосудия, фарфоровые бюсты императрицы. Вершина славы Императорского фарфорового завода в XVIII в. —■ заказанные Екатериной парадные столовые набо­ры-сервизы.

[36] Из всех частных фарфоровых заводов второй половины XVIII в. только завод Гарднера мог конкурировать с Императорским фарфоро­вым заводом по количеству и качеству продукции. Остальные частные фарфоровые заводы второй половины XVIII века просуществовали не­долго и значительного следа в российском фарфоровом производстве не оставили.

[37] Подарен Екатериной фавориту Гр. Орлову.

[38] Твердый фарфор содержит в основном два исходных материа­ла: каолин (чистая глина — тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; от­носительно легко плавится). К этим основным веществам добавляет­ся кварц или песок. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачно­стью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 г. в Мейсене И. Ф. Бетгером.

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фритго- бым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, со держащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки "к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. По срав­нению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его, более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

[39] Костяной фарфор кЯассифицируется между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 г. нача­лось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100—1500 °С.

Это твердый фарфор, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фар­форе. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягко­го фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего — довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 г. Т. Фраем.

[40] фаянс — материал белого цвета, мелкозернистый и однородный в изломе. Помимо изделий бытового назначения, выпускают фаянсовые облицовочные плитки, санитарно-строительное оборудование (слив­ные бачки, унитазы, раковины, полочки). Различают глинистый, из­вестковый и полевошпатовый фаянс. Майолика — это разновидность глинистого фаянса, но материал не белого цвета, а самого различно­го,так как для производства майоликовых изделий используют глины разного состава и цвета. Майоликовые изделия покрывают цветными Прозрачными и непрозрачными глазурями, которые маскируют цвет материала изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: