Вопрос 10. Предмет, объект, проблемы социологии образования

Отрасль социологического знания, выясняющая место и роль образования в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой, определяет социальное положение и общественную роль учителя (преподавателя) в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Формирование социологии образования как самостоятельной дисциплины начинается с трудов Э. Дюркгейма, который подчеркивал, что основная функция образования - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в становление социологии образования внесли К. Маркс, Дж. Дьюи, Т. Парсонс, Р. Коллинз, П. Бурдье, А. Турэн и другие выдающиеся социологи 19-20 вв. Российские социологи М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и др. исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности.

Для социологического исследования образовательной деятельности существенное значение имеет выделение основных структурных компонентов системы образования. Первый из них, исходный, базисный составляет процесс обучения, в результате которого учащиеся овладевают не только знаниями, но и элементами культуры. Вторым важнейшим компонентом системы образования являются процесс воспитания, который может быть изолирован от процесса обучения только в целях более углубленного его изучения. Для социологии весьма существенное значение имеет выяснение особенностей взаимодействия образования с социальной структурой общества. Изучая систему образования в ее развитии и функционировании, социология придает первостепенное значение вычленению основных социальных функций образовательной деятельности, выяснению их содержания, особенностей и форм проявления.

Объект СО – образование как система, являющаяся одной из сфер общества, выступающая в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем; информация об образовании. Предмет СО – взаимодействие различных социальных общностей в сфере образования. СО изучает 2 разновидности соц. групп: - социально-профессиональные (воспитатели, учителя); - демографические (школьники, студенты). Задачи СО: Изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его в обществе, личной жизни. Оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости. Отношение общества и обучающихся к образованию. Выявление роли образования как фактора социального статуса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: