Выборочный метод описывается с помощью ряда основных понятий:
· Генеральная совокупность – это совокупность единиц объекта исследования, относительно которой делаются выводы в исследовании;
· Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, отобранная определенным образом и выступающая непосредственным объектом изучения;
· Репрезентативность – свойство выборочной совокупности быть моделью генеральной совокупности, т.е. воспроизводить ее структуру по значимым для исследования признакам.
Основная идея выборочного метода состоит в том, чтобы закономерности, полученные при изучении относительно небольшой группы людей (выборочной совокупности), распространилось на весь объект исследования (генеральную совокупность). Ошибка выборки может находиться в пределах от 2 до 50%.
Типы выборки:
1. Простой сплошной без повторений отбор – осущ. при помощи выбора единиц с использованием таблиц случайных чисел или карточек, кр. вынимают наугад. Статистическая база – полный перечень единиц ген. совокупности (списки работников предприятий).
|
|
2. Повторный случайный отбор – осущ., когда карточки возвращаются.
3. Систематический отбор – осущ. через определенный интервал. Он возможен на основе полной информации о единицах ген. совокупности. Проблема такого отбора в выборе исходной точки. Интервал может совпадать со скрытой закономерностью, кр. может быть источником систематических ошибок.
4. Гнездовая, где ед. отбора выступает группа, которая в дальнейшем становится объектом исследования, например, семьи, классы в школах. Преимущество: проста и удобство составления выборки. Основной недостаток: невозможность предварительной оценки и учёта единиц, входящих в гнёзда.
5. Стратифицированная (квотная) – основывается на построении статистических моделей страт, кр. входят в состав ген. совокупности. Эта модель выборки ставит задачу воспроизведения структуры ген. совокупности. Осущ-ся по следующей схеме: 1. Расчёт структуры ген. совокупности в %; 2. Расчёт выборочной совокупности; 3. Расчёт количества элементов, входящих в различные страты или квоты выборочной совокупности. Когда объём ген. совокупности не известен, применяют «снежный ком». Недостаток – невозможность контроля ошибки выборки.
6. Стихийная выборка – первый встречный. Может применяться при помощи опроса, анкеты, опубликованных в СМИ, опросы в интернете.
7. Целевая – применяется в рамках конкретных соц. проектов, при реализации которых необходимо исследовать объекты, обладающие социальными качествами. Подобные выборки могут быть репрезентативными. Могут учитываться пожелания организаторов конкретных соц. проектов. Ориентирована на достижение конкретных целей и задач.