Вопрос 8. Предмет, объект, проблемы социологии личности

Объект – личность.

Предмет – изучение таких процессов как социализация личности, воспитание, общение, мышление.

Проблемы: состояние личности в социуме, социально-психологические характеристики личности, ее коммуникативная компетентоность.

В социологии личность рассматривается как система ролевого поведения, обусловленная совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Ролевая теория личности характеризует её через выполняемые социальные роли. Формирование личности происходит через усвоение общественных и групповых ценностей. Социальные ценности входят в психологическую структуру личностных ценностей или ценностные ориентации личности.

Социально-психологические характеристики личности подразделяются на объективные и субъективные. Объективными (внешними, социальными) характеристиками личности являются её половозрастные характеристики, национальная, расовая и конфессиональная принадлежность, уровень образования, квалификация, место жительства, её статус (позиция личности в группе) и роли. Субъективные характеристики - темперамент, характер, мотивы, способности, знания, умения, самооценка, самоуважение.

Социализация отличается от процессов воспитания и формирования личности тем, что воспитание предполагает, прежде всего, целенаправленное воздействие на личность воспитуемого со стороны воспитателя, а формирование личности – процесс внутренний, оно связано с развитием в ней тех или иных сторон, качеств, свойств. Социализация же – процесс для индивида внешний, он протекает в социальной среде, под опосредованным влиянием социального окружения. Социализация укладывается в несколько стадий. Детство, отрочество, юность – это первый её период, называемый первичной, ранней социализацией. Второй период – трудовой, характеризуется воспроизводством накопленного социального опыта. Третий период начинается с выходом человека на пенсию и называется послетрудовым (рассматривала Андреева).

Типологические особенности личности, по Е.В. Руденскому, таковы: 1) психологические особенности (характер, темперамент, самооценка, способности); 2) психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); 3) психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия); 4) психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные).

Диспозиционная структура личности рассматривается В.А. Ядовым. Диспозиция – продукт столкновения потребности и ситуации (условий), в которых эта потребность может быть удовлетворена. Диспозиции существуют в виде некоторой иерархии. К низшему её уровню относятся элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и простейших ситуаций. Второй уровень – социальные фиксированные установки, структура которых состоит из трёх компонентов: эмоциональной (оценочной), когнитивной (рассудочной), поведенческой. Детерминируют социальную установку социальные потребности и социальные ситуации. Высший уровень диспозиционной иерархии – система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности, средства достижения этих целей, связанных с общими социальными условиями жизни данного индивида.

Ч.Х. Кули (1864-1929), Дж. Мида (1863-1931) - теория зеркального "Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л. Морено (1892-1974), Т. Парсонс (1902-1979), Р. Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе. Россия: в дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А. Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915), П.А. Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н. Энгельгардт (1832 - 1893). Н.К. Михайловский (1842-1904) предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности. В советский период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеева-Харчева, Л.П. Буева, И.С. Кон, Л.А. Зеленов, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л. Смирнов, Е.В. Шорохова, Е.Б. Шестопал, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: