Для качественного социологического исследования характерно:
· Индуктивное «восхождение» от эмпирических данных «наверх» к теории (или эмпирическим обобщениям);
· Взаимное переплетение, одновременность процессов сбора информации и ее анализа, выдвижение гипотез и их проверки.
Индуктивное «восхождение» от эмпирических данных к обобщениям означает, прежде всего, отсутствие уже готовых гипотез, которые надо только подтвердить эмпирическими данными. Это означает открытый характер качественного исследования, его принципиальную ориентированность на новое знание, которое «рождается» «здесь и сейчас» в анализе эмпирических данных.
Программа качественного социологического исследования не должна быть жестко структурированной и подробной, как программа классического социологического исследования. В программе качественного исследования должны быть обязательно поставлены задачи или исследовательские вопросы, направляющие весь процесс поиска, определен объект изучения, прописаны первоначальные базовые гипотезы.
|
|
Итак, общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направлено на укрупненное (как под микроскопом) рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта. Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Стратегия исследования в качественном подходе:
1. Теоретико-методологическая база:
· Феноменология;
· Релятивизм;
· Описание общей картины события;
2. Фокус анализа:
· Особенное, частное;
· Описание событий, случаев;
· В центре внимания человек; внутреннее: субъективное;
3. Исследовательские цели, задачи:
· Интерпретировать, понять наблюдаемое;
· Концептуализировать;
4. Единицы анализа:
· Субъективные значения, чувства;
5. Валидность (надежность):
· Реальное насыщение информации;
6. Логика анализа:
· Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни к концепциям;
7. Стиль:
· Мягкий, теплый;
· Воображение, представление о…