double arrow

Вопрос 42. Теория социальной мобильности П.Сорокина

Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие "социальное пространство", трактуемое им как "некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли". Это социальное пространство неоднородно и многомерно и каждый индивид занимает в нем определенное "социальное положение", которое устанавливается путем интеракции (взаимодействия) с другими индивидами и группами индивидов.

Индивид выступает как участник многих общественных структур - сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается им исходя из внутригруппового различия статусов индивида. Под социальным статусом Сорокин понимает совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид.

Между различными стратами и внутри каждой из них существуют перемещения индивидов, обозначенные "социальной мобильностью". Под социальной мобильностью Сорокин понимает переход индивидуального или социального объекта или ценности - всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, - от одного социального положения к другому". Основную причину социальной мобильности Сорокин видит в постоянном " дефекте" любого общества - общество всегда отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями.

Говоря о социальной стратификации, Сорокин выделяет и жестко разграничивает два периода в жизни общества. Первый - "нормальный" - состояние относительной стабильности общества, которому соответствуют свои социальные законы. Второй - так называемый "бедственный" период, при котором нарушается обычное течение этих законов вследствие деструктивных процессов (войны, голода, революций и т. п.), сопровождающихся общественной дестабилизацией и дезорганизацией.

При нормальном периоде развития общества социальная мобильность является его естественным состоянием. Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации (смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности)). Под вертикальной мобильностью Сорокин подразумевал перемещение индивида или социального объекта из одного пласта в другой. В зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей (т. е. о социальном подъеме и социальном спуске). Вертикальную циркуляцию общества Сорокин рассматривает в трех аспектах, а именно: внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая мобильность, продвижение по "экономической" лестнице, что соответствует основным формам социальной стратификации. Говоря о факторах, влияющих на вертикальную циркуляцию индивидов, Сорокин в качестве наиболее константных выделяет следующие факторы: демографические изменения, различия поколений и динамику антропосоциального окружения.

Закрытый тип общества Сорокин - в истории такого общества не было, - и открытый. Механизмы социального отбора и распределения в мобильных обществах совпадают с традиционными каналами социальной вертикальной мобильности: семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические, политические организации и объединения.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: