double arrow

Вопрос 44. Понятие функции и дисфункции в социологии Р.Мертона

Р. Мертон также рассматривает общество в качестве системы институтов и также считает, что общество может быть единым и стабильным лишь при условии существования единых культурных ценностей. Но теория Т. Парсонса слабо связана с практикой, слишком абстрактна. Р. Мертон предлагает развивать теории среднего уровня, опирающиеся на эмпирические исследования, избегая крайностей как чистого эмпиризма, так и абстрактного теоретизирования. Р. Мертон уточняет понятие функции и критикует некоторые теоретические постулаты классического функционализма (прежде всего Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна): постулат функционального единства, согласно которому функцией отдельного социального явления (нормы, института) считается его положительный вклад в жизнь общества в целом и, следовательно, в благосостояние каждого его члена; постулат универсального функционализма, согласно которому каждое социальное явление или объект выполняет некоторую жизненно важную для общества функцию; постулат функциональной необходимости (незаменимости), согласно которому выполняющие функции явления или объекты являются необходимыми для жизни общества. Р. Мертон вводит понятие социальной единицы, обслуживаемой функцией, поскольку то или иное явление может быть фукционально не для всей системы, а лишь для ее части. Кроме того, далеко не все явления и не всегда являются функциональными. Функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации обслуживаемой единицы или системы. Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают адаптацию. Нефункциональные явления – это те, последствия которых безразличны. Одно и то же социальное явление может быть в одном отношении функциональным, а в другом – дисфункциональным, поэтому имеет смысл говорить о функциональном балансе. Явные функции – такие, которые входили в намерения и осознавались людьми, латентные – такие, которые не входили в намерения и не осознавались. Следует отличать функциональные потребности системы и необходимые для ее существования функции от конкретных структур, явлений или объектов, эти функции реализующих. Многие институты, выполняющие ту или иную функцию, могут быть заменены на другие. В связи с этим Р. Мертон обращает внимание на понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов или заменителей). Взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает выбор альтернатив и возможности изменений, ограничивает социальную свободу индивидов в обществе. Это ограничивающее влияние структуры называется структурным контекстом.

Понятия дисфункции и функциональных альтернатив используются Р. Мертоном для анализа проблемы социального неравновесия и противоречий внутри общества. В частности, отклоняющееся поведение (нарушение социальных норм) он рассматривает как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социально-организованными средствами их достижения, т. е. между культурными ценностями с одной стороны и институциональными нормами с другой. Отклоняющееся поведение рассматривается Р. Мертоном в качестве одной из причин социального изменения.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: