Вопрос 64. Организационная культура: понятие, сущность, типы

Организационная культура – культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации. Система смыслов, ценностей, норм ориентиров организационной культуры позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации.

Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым.

Посредством символики ценностные ориентации “передаются” членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через “ходячие” истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они иногда оказывают большее влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании. Составляющие организационнойкультуры: ценности, нормы поведения, ритуалы и традиции, власть и статус, организационный климат, язык общения, стиль руководства, материальная среда, коммуникации, этика, внешний вид работника, награждение / наказание, контроль, развитие работников.

Функции орг. культуры: Коммуникативная. Регламентирующая. Стимулирующая развитие. Преобразующая. Воспроизводственная. Маркетинговая.

По характеру проявления организационной культуры выделяют основные виды: бюрократическую, опекунскую, праксиологическую и предпринимательскую культуру. Бюрократическая культура (Административная) проявляется во внешнем регулировании всех сторон деятельности организации с целью достижения стабильности; тотальном контроле, формальных правилах, процедурах, иерархии; четком разделении труда; оценке персонала по формальным принципам и критериям. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, здесь является собственность, технические знания. Ценности диктуются технологией и специальностью, государственная форма собственности. Опекунская культура основывается на благоприятном морально-психологическом климате, сплоченности, морали. Ее признаками являются групповые нормы и ценности, неформальный статус сотрудников, личная активность, взаимопонимание, гармония отношений. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации. Совместно-взаимодействующий тип совместной деятельности, тип личности послушный, ценности коллективные, общинная форма собственности. Праксиологическая культура основывается на планах, целях, которые являются средством достижения желаемых результатов, вертикальном обмене информацией, рациональности, оценке деятельности работника по результатам. Главной фигурой является руководитель, но допускается делегирование полномочий и целевое управление. Культура нацелена на удовлетворение потребностей за счет прибыльности эффективности работы. Совместно-творческий тип совместной деятельности, профессиональный тип личности, ценности профессионального роста, кооперативная форма собственности. Предпринимательская культура изменчива, подвижна, ориентирована на перспективу, поддерживает новаторство и творческую активность, предприимчивость персонала, гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и заработках, чем привлекает немало людей, оценка которых происходит по интенсивности их усилий. Управление основывается на харизме руководителя, вере в его знания и опыт, совместном участии в творчестве. Совместно-индивидуальный тип совместной деятельности, пассионарный тип личности (рисковый, активный), индивидуальные ценности, частная форма собственности. Бюрократическая культура представляет собой «жесткую» форму проявления культуры управления, в свою очередь, предпринимательская культура подвижна и гибка.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: