Вопрос 62. Концепция социального конфликта К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма

Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история. Через революции - с применением массового насилия в виде непримиримой борьбы пролетариата с буржуазией, социалистической революции, вооруженного восстания, гражданской войны и диктатуры пролетариата. Поэтому именно эта формы социальных конфликтов в марксизме разработаны наиболее детально.

В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX – начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864 – 1920) и Георга Зиммеля (1858 – 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни. По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других. Проблематика конфликта в социологии Вебера пронизывает 3 направления: социология конфликта, соц-я религии, соц-я экономической жизни.

Наиболее очевидной проблема конфликта является в социальной политике. Это связано с анализом форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рациональной (современное общество) - согласие с властью, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания. Это не исключает глубокого политического конфликта между классами и статусными группами в обществе.

Определённые конфликты не могут быть устранены никакими аргументами. С т.з. Вебера мировоззренческие установки мировых религий созданы определёнными социальными группами. Данные соц-е группы обладали опред-м статусом в обществе (еврейские пророки, христианские святые). Каждая из этих групп утверждала опред-е религиозные убеждения. Т.о. мировые религии несовместимы между собой, человек не может отстаивать сразу несколько верований. Это не означает, что общество характеризуется нестабильностью. Статусные группы в лице брахманов, пророков становятся носителями культуры. Это способствует стабильности общества.

Важнейшей категорией социологии Дюркгейма является понятие солидарности. Солидарность – это то, что соединяет индивидов. Два вида солидарности:

- Механическая – представляет собой одинаковое отношение индивидов к обществу. Индивидуальное сознание подчинено коллективному.

- Органическая. В её основе лежит развитая система права и нравственное состояние, такая система представляет различие индивидов.

Учёный противопоставляет нравственность, основанную на интересе. Интерес создаёт внешнюю связь. При глубоком рассмотрении в основе интереса скрывается конфликт. Весьма интересны рассуждения о характере кризиса нравов общества 20 в. Это связано с тем, что за небольшой промежуток времени в структуре общества произошли глубокие изменения. Вера поколеблена, традиции потеряли власть, индивидуальное суждение освободилось от коллективного. Главное в подобной ситуации – создание нравственности и прекращение аномии. Это заключается в регулировании конфликтов, а становится возможным при образовании единого общества.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: