Построение концепций личности в социальной психологии предварялось поиском места социально-психологического исследования личности, в отличие от об-шепсихологического и социологического подходов.
Б.Д. Парыгин предложил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимают «...предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида» (Парыгин, 1971, с. 118). Под второй — «...ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с.119).
Для вычленения параметров статической структуры личности автор предлагает единое основание — степень представленное™ всех компонентов психики в структуре личности, — благодаря которому выделяются три категории: общечеловеческие психические свойства индивида (наличие необходимого комплекса основных психических свойств и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам); социально-специфические особенности личности (социльно-специфический опыт и его усвоение); индивидуально-неповторимые (индивидуально-типологические особенности, свойственные конкретной личности). Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфичный, индивидуально-неповторимый).
|
|
Изучать социально-специфический опыт личности необходимо через: социальные роли личности («...права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения» (там же, с- 123); социальные нормы («...правила и модели поведения, санкционированные социаль-
ными группами и ожидаемые в реальном поведении от входящих в эти группы лиш* (там же, с. 123); ценностные ориентации (ценности общества, в той или иной мере усвоенные индивидом); символы (средство закрепления санкционированной системы ценностей, они «...соединяют в себе рациональный смысл... социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания» (там же, с. 125). Перечисленные параметры объединены в понятие «значение».
Усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий: знание (исходная информация о социальных значениях); социально-психологический стереотип восприятия (валентное отношение к культивированному значению); установка (готовность действовать в соответствии со значением); побуждение (нолевое усилие для перерастания готовности в действие). В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности (отношение человека к системе норм, правил, вытекающих из его социального положения) и формируется самосознание личности.
|
|
Модели динамической структуры личности построены исходя из постулата: существуют внутренние (интроспективные) и внешние (поведенческие) аспекты психики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности (он представлен неосознанным эмоциональным настроением и умонастроением, системой мотивации и т. д.) и стереотип социального поведения (вербальный и невербальный аспекты).
В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать «объектно-субъектные аспекты личности... как целостность, но в определенном отношении, а именно — в отношении к условиям ее деятельности, сформировавшимся благодаря предшествующему опыту и на основе ее природных свойств» [Ядов, 1979, с. 106)). Основываясь на теоретико-экспериментальных данных изучения фиксированных установок Д.Н. Узнадзе и социальных установок («аттитюдов») зарубежных ученых, автор предложил диспозиционную концепцию
6.2. Социальная психология личности
личности. Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые можно представить в виде иерархических систем. «Встреча*- потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку, аттитюд). Набор диспозиций также образуют иерархическую систему, К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социальные фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей включения индивида в первичные группы и конкретных социальных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения- Данный уровень диспозиций формируется на основе социальных условий жизнедеятельности человека. В цельях выявления диспозиций разного уровня автор предлагает соответствующий инструментарий (там же, с. 193).
ГМ Андреева, проанализировав существующие подходы к изучению социальной психологии личности, утверждает, что «...для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой) [Андреева, 1994, с. 332J. По мнению автора, с одной стороны, необходимо изучать те группы, через которые общество влияет на личность, ее конкретный жиз-неный путь и т. д., т. е. проблему социализации личности. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, т. е. проблему социальной установки. Рассматривая проблему социализации, автор выделяет три содержательные сферы, в которых осуществляется становление личности, — деятельность, обшение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и после трудовая.
Составной частью стратометрической концепции групп и коллективов, разработанной А.В. Петровским (1979), является
положение о развитии личности в группе. Принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности позволил дифференцировать группы по уровню их развития на диффузные группы, просоциальные ассоциации, коллективы, асоциальные ассоциации, корпорации. Была показана зависимость между уровнями развития личности и предложенной иерархией групп.
|
|
6.2.3. Социальная установка личности
Социальная установка — категориальное понятие социальной психологии. Два обстоятельства объясняют непреходящий, несмотря на временные спады, интерес к социальной установке и огромное многообразие мнений и суждений по поводу той психической структуры, которая этим понятием обозначена. Это — исключительная важность данной структуры для понимания социальной сути и жизни человека и ее труднопреодолеваемая сложность.
В английском языке социальной установке соотствует понятие «аттитюд» (attitude), которое ввели в научный обиход в 1918-1920 гг. У.Томас и Ф. Знанецки. Они дали первое (одно из наиболее удачных) определение аттитюда, который понимался ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда, или социальной установки, а именно —• социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а так-же регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле; ими могут быть институты общества и государства, явления, события, процессы, нормы, личности и т. д. Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также позволили объяснить ее принципи-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
альное отличие от просто установки (по теории Д.Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям.
Для понимания сущности аттитюдов следует обратить внимание также на логические предпосылки, из которых исходили Томас и Знанецки. По их убеждению, исследование взаимоотношений личности и общества должно основываться на анализе социальных ценностей самого общества и отношения к ним со стороны индивидов. Только с этих позиций можно объяснить их социальное поведение.
|
|
Различные авторы делают акценты на разных компонентах обсуждаемой психологической структуры. У одних это состояние готовности, у других — стабильность реагирования на социальные объекты, у третьих — мотивационные функции и т. д. При этом сущность социальной установки в целом оставалась нераскрытой.
В отечественной психологии существует ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и возникли вне рамок этой проблемы. К ним можно отнести категорию отношений в концепции В.Н. Мясищева, которая понималась им как система связей личности с действительностью; понятие личностного смысла у А.Н.Леонтьева, выделявшее прежде всего личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним; направленность личности и работах Л.И. Божович. Все эти понятия отражают в той или иной степени отдельные свойства социальной установки.
Социальная установка как функциональная система. Сущность социальной установки можно понять, если использовать концептуальные основы теории функциональных систем Анохина. Речь идет не о механическом переносе этой теории в социально-психологический контекст, поскольку внимание П.К. Анохина было направлено прежде всего на психофизиологический и нейропсихологический уровень взаимодействия организма со средой. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятель-
ности организма, как определенная динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-то полезного результата.
Эти основные признаки функциональной системы в полной мере свойственны той психологической конструкции, которая называется социальной установкой. Поэтому ее можно назвать стабильно динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к тому или иному социальному объекту.
Система социальных установок. Когда речь идет о регулирующей функции социальной установки, имеется в виду ее связь с «собственным* для данной установки социальным объектом. Сами же социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую в социальной психологии проблему несоответствия между социальной установкой, выраженной вер-бально, и реальным поведением человека. Примером служит классический эксперимент Лапьера, проведенный в 1934 г., в котором выяснилось, что свыше двухсот менеджеров и владельцев гостиниц, беспрекословно принявших и обслуживших Лапьера и двух его спутников, китайцев по национальности, во время их поездки по США (реальное поведение), через полгода ответили отказом на письменный запрос Лапьера принять их снова (вербальное выражение установки по отношению к китайцам). «Парадокс Лапьера» породил длительную дискуссию и поставил под сомнение полезность теории социальной установки. На самом деле противоречие имело место не между аттитюдами и поведением, а между социальными установками менеджеров, что нашло отражение в их действиях. С одной стороны, они испытывали предрассудки по отношению к китайцам и не хотели их принимать, а с другой — в действие вступили их социаль-
6.2. Социальная психология личности
ные установки по отношению к общественному мнению и собственной репутации. Если бы они отказали китайцам, уже появившимся в гостинице, это могло иметь какие-то негативные для их репутации последствия, а отказ под каким-либо предлогом в письменном ответе ни к чему не обязывал.
В связи с противоречиями внутри системы социальных установок возникли некоторые дополнительные понятия, отражающие не различный характер самих установок, а лишь причины возможных противоречий между ними. Так, аттитюды тех же гостиничных менеджеров по отношению к китайцам можно назвать установкой на объект, а соображения, которыми они руководствовались, принимая китайцев, — ситуативной установкой.
Выделяется также перцептивная установка, означающая предрасположенность к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. При восприятии социальных объектов характер перцептивной установки зависит от других аттитюдов личности. Яркой иллюстрацией может служить эксперимент С. Эша, проведенный в 1952 г. В двух группах испытуемых поставили вопрос, согласны они или нет со следующим утверждением; «Я считаю, что маленький бунт время от времени — полезная вещь и необходим в политическом мире, как гроза в мире физическом*. Но при этом автором утверждения в первой группе назвали Т. Джефферсона, одного из первых президентов США, а во второй — В. И. Ленина-Большинство испытуемых в первой группе выразили согласие с утверждением, понимая «маленький бунт» буквально, как не несущий с собой большой опасности. Большинство во второй группе с утверждением не согласилось, ассоциируя «маленький бунт» с кровавой революцией. Таким образом, социальные установки испытуемых по отношению к Джеффер-сону и Ленину (и связанным с ними событиям) предопределили разный характер их перцептивных установок при восприятии одного и того же утверждения.
Структура социальной установки. В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных
компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; конативный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Будет или нет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, т. е. взаимодействия с другими аттитюдами.
Стереотипы и предрассудки. Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности — стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.
Предрассудок — это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный, аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным