Вопрос 94. Принципы исследования «мягких» систем и методология мягких систем П. Чекленда

Принципы исследования "мягких" систем. Первым обратил внимание на возможную плюралистичность (множественность) картин мира участников социальных систем американский ученый У. Черчмен. Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Черчмен утверждает, что к успеху проекта ведет тщательное выполнение следующих основных принципов:

а) оппонирование - в слабоструктурированных проблемах можно разобраться, если рассматривать их с различных точек зрения;

б) участие - в процессе принятия решений должны участвовать представители всех заинтересованных сторон;

в) интегративность - в процессе обсуждения различные точки зрения должны синтезироваться на более высоком уровне, что приводит к выработке общего плана действий;

г) обучение - в результате участники процесса системного анализа начинают лучше понимать свою фирму и ее проблемы.

Методология "мягких" систем П. Чекленда. Чекленд привлек внимание к двум альтернативным парадигмам, которые объясняют природу и значение системного мышления. В одном случае действительность рассматривается как системная (системы сотворены природой или человеком) и изучается систематически. В другом случае мир рассматривается как проблематичный, возможно системный, но слабоструктурированный, допускающий много интерпретаций. Реальность такого типа изучается также систематически. Таким образом, в методологии "мягких" систем (ММС) система рассматривается не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. При этом системные идеи рассматриваются как потенциально полезные ввиду того, что наше интуитивное знание мира позволяет полагать, что его элементы в значительной степени взаимосвязаны, его стабильность, непрерывные изменения могут быть изучены системно.

Чекленд вводит понятие активной системы * (human activity system), в которой актеры действуют в соответствии со своей картиной мира, в рамках правил и практик, принятых в данной культуре.

Методология "мягких" систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания. Именно в этом состоит ее принципиальное отличие от традиционного жесткого подхода (где есть единая схема решения проблемы: программирование, уравнение), позволяющее говорить о становлении новой системной парадигмы.

Чекленд трактует ММС как процесс обучения, состоящий из семи этапов: 1. Неструктурированная проблемная ситуация. 2. Анализ проблемной ситуации. 3. Формулировка ключевых определений подходящих систем. 4. Разработка концептуальных моделей. 5. Сравнение проблемы и модели. 6. Выбор допустимых желательных изменений. 7. Действие, улучшающее ситуацию.

Изучение и описание возникшей проблемной ситуации (этап 1) реализуются на этапе 2. Сбор информации осуществляется с помощью различных методик - опросов, неформальных интервью, фокус-групп, анализа документов. На этапе 3 выявленные точки зрения формулируются в виде достаточно строгих утверждений, так называемых ключевых определений. В каждом ключевом определении указывается, какой должна стать изучаемая система. В нем должны содержаться ответы на вопросы: что и почему необходимо сделать, кто это сделает, кто в результате окажется в выигрыше и кто проиграет, какие ограничения налагает окружающая среда. В ключевом определении указывается также картина мира, в которой это определение имеет смысл. На этапе 4 для каждого ключевого определения строится своя концептуальная модель. На этапе 5 производится сравнение всех концептуальных моделей между собой и с реальным положением дел, отраженным на образной схеме. На этапе 6 вокруг построенных концептуальных моделей организуется дискуссия. Обсуждаются точки зрения и картины мира, на основе которых построены модели. Анализируются последствия, к которым может привести реализация моделей. При этом не ставится цель выбора лучшей модели и отбрасывания худших - вполне возможно создание некого симбиоза. На этапе 7 реализуются рекомендации, выработанные на предыдущей стадии, - осуществляются действия, направленные на улучшение ситуации. Рассмотренный 7-этапный цикл может повторяться несколько раз до получения удовлетворительного результата.

Значение субъективного фактора в ММС связано с тем, что в «мягких» системах роль активных элементов играют люди, чье индивидуальное и коллективное поведение в конечном счете определяет существенные аспекты поведения системы в целом. Применяя ММС, исследователь должен не только правильно описать поведение системы, но и предсказать позицию включенного в систему человеческого фактора.

Методология Чекленда предназначена в основном для решения проблем на микроуровне и исходит из того, что рано или поздно заинтересованные стороны достигнут взаимопонимания. Однако для исследования социальных систем, части которых не могут прийти к согласию, требуются новые подходы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: