Й учебный вопрос: «Виды финансового анализа неплатежеспособной организации»

Необходимость формирования системы анализа и мониторинга неплатежеспособными предприятиями вызвана прежде всего возможностью предотвращения кризисных ситуаций, а также разработки мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности, или простое ознакомление с ней, позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной предприятием прибыли за отчетный период, основных источниках денежных средств и оборотных активов,применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т. д.

Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка. С этой целью в практике финансового анализа были выработаны основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

– горизонтальный анализ;

– вертикальный анализ;

– трендовый анализ;

метод финансовых коэффициентов;

– сравнительный анализ;

– факторный анализ.

Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Этот анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается. Виды горизонтального финансового анализа.

1. Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

2. Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей 2-го квартала отчетного периода с аналогичными показателями 2-го квартала предыдущего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

3. Сопоставление финансовых показателей за ряд предшествующих периодов.

Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда).

Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Виды вертикального (структурного) анализа.

1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяется удельный вес оборотных и внеоборотных активов, состав внеоборотных активов, состав активов по уровню ликвидности, состав инвестиционного портфеля и т. д. Результаты этого анализа используются для оптимизации состава активов предприятия.

2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяется удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала, состав заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочно привлеченный капитал), состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит, финансовый кредит других форм, товарный кредит, коммерческий кредит и т. п.).

Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и т. д.

Трендовый анализ сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденцией динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот крут сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.

Сравнительный анализ это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Вывод: Фундаментальная диагностика экономического состояния организации невозможно без комплексного финансового анализа. Комплексный финансовый анализ должен включать все виды анализа, рассмотренные в четвертом вопросе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: