Необходимость формирования системы анализа и мониторинга неплатежеспособными предприятиями вызвана прежде всего возможностью предотвращения кризисных ситуаций, а также разработки мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.
Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.
Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности, или простое ознакомление с ней, позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной предприятием прибыли за отчетный период, основных источниках денежных средств и оборотных активов,применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т. д.
|
|
Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка. С этой целью в практике финансового анализа были выработаны основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:
– горизонтальный анализ;
– вертикальный анализ;
– трендовый анализ;
– метод финансовых коэффициентов;
– сравнительный анализ;
– факторный анализ.
Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Этот анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается. Виды горизонтального финансового анализа.
1. Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).
2. Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей 2-го квартала отчетного периода с аналогичными показателями 2-го квартала предыдущего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.
|
|
3. Сопоставление финансовых показателей за ряд предшествующих периодов.
Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда).
Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Виды вертикального (структурного) анализа.
1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяется удельный вес оборотных и внеоборотных активов, состав внеоборотных активов, состав активов по уровню ликвидности, состав инвестиционного портфеля и т. д. Результаты этого анализа используются для оптимизации состава активов предприятия.
2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяется удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала, состав заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочно привлеченный капитал), состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит, финансовый кредит других форм, товарный кредит, коммерческий кредит и т. п.).
Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и т. д.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденцией динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот крут сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.
Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.
Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
|
|
Вывод: Фундаментальная диагностика экономического состояния организации невозможно без комплексного финансового анализа. Комплексный финансовый анализ должен включать все виды анализа, рассмотренные в четвертом вопросе.