Эффективность управления в любой организации в значительной мере зависит от его информационного обеспечения. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов организаций используют методы и результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. От качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития. Чем больший размер капитала используется предприятием, чем более диверсифицирована его хозяйственная деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности этой деятельности.
|
|
Информационная система для финансового анализа представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Значимая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к ее качеству при формировании этой информации.
Перечислим основные требование к информации:
1. Значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.
2. Полнота, которая характеризует завершенность круга информационных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
3. Достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяемых.
4. Своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования.
|
|
5. Понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам предъявления и доступностью понимания (а соответственно и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается.
6. Релевантность, или избирательность, определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. «Информационное переполнение» усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит: к формированию мало существенных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия.
7. Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т. п.
8. Эффективность, которая применительно к формированию информационной системы означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке к реализации соответствующих управленческих решений.
Основной информационной базой и источником финансовой информации для диагностики состояния организации служит бухгалтерская отчетность. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связующим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность регулируется следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен ст. 14 Закона № 402-ФЗ и п. 5 ПБУ 4/99, п. 30 Положения 34н.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах включают отдельные отчетные формы: отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах включают табличную часть в виде отдельной отчетной формы и текстовую часть, ранее именованную пояснительной запиской. Табличная форма пояснений является примерной, экономический субъект самостоятельно определяет ее структуру.
Начиная с 2011 года бухгалтерскую отчетность необходимо представлять по формам, которые утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее - Приказ № 66):
1. Форма бухгалтерского баланса.
2. Форма отчета о финансовых результатах.
|
|
3. Форма отчета об изменениях капитала.
4. Форма отчета о движении денежных средств.
5. Форма отчета о целевом использовании полученных средств.
6. Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно).
7. Форма бухгалтерского баланса субъектов малого предпринимательства.
8. Форма отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства.
9. Форма бухгалтерского баланса социально ориентированных некоммерческих организаций.
10. Форма отчета о целевом использовании полученных средств социально ориентированных некоммерческих организаций.
Формыбухгалтерскойотчетности, утвержденные приказом № 66н, носятобязательныйхарактер, за исключением Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, которые приведены в приложении № 5 к Приказу № 66н. Это формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в которых показателей существенно меньше, чем в обычных формах. Вместе с тем малые предприятия имеют право сдавать бухгалтерскую отчетность и в общеустановленном порядке.
Социально ориентированные некоммерческие организации формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, приведенным в приложении № 6 к Приказу № 66н. Это формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании полученных средств, в которых показателей существенно меньше, чем в обычных формах.
Состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами (п. 3 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). В настоящее время ее состав не утвержден. Однако, согласно пункту 49 ПБУ 4/99, в состав промежуточной отчетности включают бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Экономические субъекты обязаны представлять кроме бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- налоговую отчетность,
- отчетность по страховым взносам,
|
|
- статистическую отчетность.
Вывод: Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации является основой проведения финансового анализа на выявление экономического состояния организации и определения угрозы банкротства. Иная отчетность организации несет дополнительную информацию.