Участие в разработке и реализации таможенной политики была и остается ключевой задачей, прежде всего уполномоченного органа по вопросам таможенного дела - Комитета таможенного контроля Министерства финансов. Влияя на сферу государственного регулирования внешнеэкономической и иной деятельности путем применения инструментария таможенного дела, таможенная политика как составная часть внутренней и внешней политики государства должна получить адекватное отражение в Концепции таможенной политики страны и принимаемых управленческих решениях. Обретение Казахстаном суверенитета и независимости естественно нуждается в укреплении государственности. Новые области государственного регулирования и управления обеспечивают национальную безопасность. В Казахстане принят Закон «О национальной безопасности» от 36 июня 1998 года, в соответствии с которым таможенные органы выполняют задачи и несут ответственность за обеспечение экономической безопасности государства. В Преамбуле этого Закона отмечается, что обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства. Экономическая безопасность – состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. Таможенные органы должны обеспечивать охрану таможенной границы, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и государственной границы, контролировать перемещение товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами. Задача обеспечения таможенными органами соблюдения таможенного законодательства достаточно понятна. Что касается обеспечения соблюдения иного
|
|
законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, то можно выделить соответствующие нормы административного, уголовного, финансового, валютного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о национальной безопасности, внешнеэкономической деятельности, об экспортном и радиационном контроле, международного права (международных договоров). Меры тарифного и нетарифного регулирования обеспечиваются таможенными органами всеми законодательно закрепленными средствами (инструментарием) таможенного дела, компетенцией и функциями таможенных органов.
Задача защиты прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности определена не случайно, хотя необходимо напомнить о «властных отношениях между государством и указанными лицами (см. ст.1 Таможенного кодекса)» Борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с административным и уголовным / уголовно-процессуальным законодательством. Правонарушения состоят, как известно, из административных проступков (нарушений) и преступлений. Кодекс РК об административных правонарушениях содержит главу 26 «Административные правонарушения в сфере таможенного дела», включающую ст. ст. 400-438. в то же время важно отметить, что таможенные органы рассматривают также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 140 (часть 1) «Нарушение правил вывоза и отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан», 141 «Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан». Из административных правонарушений в сфере таможенного дела не все подведомственны таможенным органам, а только статьи 400- 404, 405 (части 2и3), 406-408, 411, 412, 420, 422,425,431,435,436 (часть 1),438. Уголовное законодательство РК состоит исключительно из Уголовного кодекса и предусматривает составы таможенных преступлений, содержащихся в статьях 209 «Экономическая контрабанда», 214 «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов», 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Таможенные органы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в рамках действующего законодательства, задача совершенствования которых должна быть направлена на ускорение товарооборота путем упрощения таможенных процедур, сокращения сроков оформления документооборота. Осуществление валютного контроля таможенными органами заключается в надзоре и контроле за валютными операциями и исполнению нормативных правовых актов, составляющих валютное законодательство. В частности, это касается Инструкции об экспортно-импортном валютном контроле, утверждаемой Национальным банком, которая проходит процедуру согласования с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела - Комитетом таможенного контроля Министерства финансов. Таможенные органы информируют Национальный банк и банки второго уровня о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу и уведомляют их о нарушениях валютного законодательства. Задача обеспечения выполнения международных обязательств Республики Казахстан вытекает из содержания соответствующих договоров. Таможенные органы в лице Комитета таможенного контроля Министерства финансов участвуют в разработке международных договоров в сфере таможенного дела. Из наиболее значимых можно назвать Соглашение о Таможенном союзе (1995 года), Договор о создании Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (1999 года), Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 года) и др. Осуществление сотрудничества с таможенными органами и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями происходит в рамках
|
|
договоренностей и соглашений. Так, РК является членом Всемирной таможенной организации (ВТО) с 1992 года.