Правоохранительная функция таможенных органов. Дознание и ОРД. Вопросы ответственности в таможенном праве

Участие в разработке и реализации таможенной политики была и остается ключевой задачей, прежде всего уполномоченного органа по вопросам таможенного дела - Комитета таможенного контроля Министерства финансов. Влияя на сферу государственного регулирования внешнеэкономической и иной деятельности путем применения инструментария таможенного дела, таможенная политика как составная часть внутренней и внешней политики государства должна получить адекватное отражение в Концепции таможенной политики страны и принимаемых управленческих решениях. Обретение Казахстаном суверенитета и независимости естественно нуждается в укреплении государственности. Новые области государственного регулирования и управления обеспечивают национальную безопасность. В Казахстане принят Закон «О национальной безопасности» от 36 июня 1998 года, в соответствии с которым таможенные органы выполняют задачи и несут ответственность за обеспечение экономической безопасности государства. В Преамбуле этого Закона отмечается, что обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства. Экономическая безопасность – состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. Таможенные органы должны обеспечивать охрану таможенной границы, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и государственной границы, контролировать перемещение товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами. Задача обеспечения таможенными органами соблюдения таможенного законодательства достаточно понятна. Что касается обеспечения соблюдения иного

законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, то можно выделить соответствующие нормы административного, уголовного, финансового, валютного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о национальной безопасности, внешнеэкономической деятельности, об экспортном и радиационном контроле, международного права (международных договоров). Меры тарифного и нетарифного регулирования обеспечиваются таможенными органами всеми законодательно закрепленными средствами (инструментарием) таможенного дела, компетенцией и функциями таможенных органов.

Задача защиты прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности определена не случайно, хотя необходимо напомнить о «властных отношениях между государством и указанными лицами (см. ст.1 Таможенного кодекса)» Борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с административным и уголовным / уголовно-процессуальным законодательством. Правонарушения состоят, как известно, из административных проступков (нарушений) и преступлений. Кодекс РК об административных правонарушениях содержит главу 26 «Административные правонарушения в сфере таможенного дела», включающую ст. ст. 400-438. в то же время важно отметить, что таможенные органы рассматривают также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 140 (часть 1) «Нарушение правил вывоза и отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан», 141 «Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан». Из административных правонарушений в сфере таможенного дела не все подведомственны таможенным органам, а только статьи 400- 404, 405 (части 2и3), 406-408, 411, 412, 420, 422,425,431,435,436 (часть 1),438. Уголовное законодательство РК состоит исключительно из Уголовного кодекса и предусматривает составы таможенных преступлений, содержащихся в статьях 209 «Экономическая контрабанда», 214 «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов», 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Таможенные органы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в рамках действующего законодательства, задача совершенствования которых должна быть направлена на ускорение товарооборота путем упрощения таможенных процедур, сокращения сроков оформления документооборота. Осуществление валютного контроля таможенными органами заключается в надзоре и контроле за валютными операциями и исполнению нормативных правовых актов, составляющих валютное законодательство. В частности, это касается Инструкции об экспортно-импортном валютном контроле, утверждаемой Национальным банком, которая проходит процедуру согласования с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела - Комитетом таможенного контроля Министерства финансов. Таможенные органы информируют Национальный банк и банки второго уровня о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу и уведомляют их о нарушениях валютного законодательства. Задача обеспечения выполнения международных обязательств Республики Казахстан вытекает из содержания соответствующих договоров. Таможенные органы в лице Комитета таможенного контроля Министерства финансов участвуют в разработке международных договоров в сфере таможенного дела. Из наиболее значимых можно назвать Соглашение о Таможенном союзе (1995 года), Договор о создании Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (1999 года), Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 года) и др. Осуществление сотрудничества с таможенными органами и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями происходит в рамках

договоренностей и соглашений. Так, РК является членом Всемирной таможенной организации (ВТО) с 1992 года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: