Назначение и задачи всех этих систем практически идентичны и заключаются в следующем:
- вести наблюдение за объектом в режиме реального времени на электронной карте местности;
- получать сообщения об отклонениях от нормального режима работы;
- создавать отчеты о состоянии объекта;
- управлять объектом или группами объектов;
- владеть полным объемом информации о состоянии объекта;
- своевременно получать сигналы об опасности;
- оперативно реагировать на сигналы об опасности и принимать необходимые решения.
Любая система мониторинга включает в себя два основных элемента – это диспетчерский центр и бортовые комплекты.
Бортовые комплекты устанавливаются на транспортные средства и состоят из следующих элементов:
- ГЛОНАСС/GPS – приёмник с антенной;
- приемо-передатчик, с антенной;
- дополнительные схемы контроля и управления;
- источник электропитания.
Принцип работы бортового комплекта заключается в следующем, сигналы от спутниковой группировки ГЛОНАСС/GPS принимаются посредством антенны ГЛОНАСС/GPS – приёмника и в результате вычислений осуществляемых приемником преобразуются в геодезические координаты местоположения бортового комплекта в данный момент времени. После чего навигационная информация поступает в приемо-передатчик и передается на диспетчерский центр. Кроме этого приемо-передатчик выполняет функции обмена информацией и исполнительными сигналами между диспетчерским центром и схемами контроля и управления, а также обеспечивает голосовую связь диспетчерского центра с экипажем транспортного средства. Приемо-передатчики, чаще всего способны работать по таким каналам связи как УКВ-связь, GSM 900/1800 в формате GPRS, а также по спутниковым каналам связи, например Global Star, хотя производители все чаще предлагают комбинированные устройства. Дополнительные схемы контроля и управления обеспечивают выполнение ряда второстепенных функций отличающихся по составу у различных производителей систем мониторинга. Но все-таки основные функции в различных системах мониторинга идентичны – это функции:
|
|
- системы тревожной сигнализации экипажа транспортного средства;
- сохранения в памяти устройства пройденного пути в случаях пропадания каналов связи с диспетчерским центром;
- дистанционной блокировки двигателя транспортного средства с диспетчерского центра;
- аудио и видео записи обстановки в салоне транспортного средства и трансляция на диспетчерский центр;
- контроля датчиков топлива, закрытия дверей и т.п.
Необходимо обратить внимание на источник электропитания, у большинства производителей систем мониторинга в качестве основного источника электропитания используется система электропитания транспортного средства, но кроме этого в бортовой комплект встраивается резервный источник питания способный сохранять работоспособность достаточно длительное время.
|
|
Диспетчерский центр устанавливается стационарно в помещениях, где предусматривается постоянное несение службы дежурной сменой подразделения по конвоированию.
Диспетчерский центр включает в себя:
- персональный компьютер со специализированным программным обеспечением;
- антенно-фидерное устройство;
- средства связи;
- специализированные контроллеры.
Исходя из структурной схемы диспетчерского центра системы мониторинга, работу его основных элементов можно описать следующим образом.
Переданная с транспортного средства по одному из вышеописанных каналов связи навигационная информация посредством мощного антенно-фидерного устройства принимается средствами связи диспетчерского средства, после чего при помощи специализированных контроллеров конвертируется в тот вид который воспринимается программным обеспечением установленным на персональном компьютере.
Программное обеспечение системы включает в себя электронную карту местности и программный комплекс обрабатывающий навигационную информацию с транспортных средств и отображающий их местоположение на электронной карте, а также выполняющий ряд других функций описанных выше.