Применение информационных технологий в МВД

 

Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144 – ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» гласит, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при наличии следующих оснований:

- Наличие возбужденного уголовного дела.

- Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

- Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

- Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

- Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

- Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

- о правонарушителях и преступниках;

- о владельцах автомототранспортных средств;

- о владельцах огнестрельного оружия;

- о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;

- о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

- а также другая информация, подлежащая хранению.

Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными: о силах и средствах, которыми располагает орган; о результатах их деятельности.

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями.

В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учет – это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Учет подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

Главный информационный центр – самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией – статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн. учетных документов.

В пофамильной оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетных документов, а в дактилоскопической картотеке – 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВТД по 50 формам за период с 1981 по 1992 гг. и в ретроспективе до 1974 г.

Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.

Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных. Информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями аппаратов МВД, УВД, УВТД и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России.

С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппаратах.

Наряду с учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ) МВД России (федеральные) и экспертно-криминалистических управлениях (ЭКУ) МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и Картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация именуется криминальной.

Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.

Функционально учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные; розыскные; криминалистические.

По объектовому признаку учеты разделяют на три группы: лиц; преступлений (правонарушений); предметов.

Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая – направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных.

Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250–300 млн. учетных документов.

Централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают следующими сведениями о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:

- судимость, место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;

- перемещение осужденных;

- смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;

- место жительства и место работы до осуждения;

- задержание за бродяжничество;

- группа крови и дактилоформула осужденных.

Дактилоскопический учет позволяет устанавливать личность преступников, арестованных, задержанных, а также неизвестных больных и неопознанных трупов. Дактилоскопические картотеки насчитывают 18 млн. дактилокарт. В них поступает свыше 600 тыс. запросов, по которым выдается около 100 тыс. рекомендаций. Информация картотек способствовала раскрытию преступлений или установлению лица в 10 тыс. случаев. В настоящее время это преимущественно ручные картотеки.

Порядок формирования и ведения централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется Приказом МВД России от 31 августа 1993 г. №400.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.

Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Приведем основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.

1. АИПС «КАРТОТЕКА» – автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

2. АИПС «ОПОЗНАНИЕ» выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях – гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

3. АИПС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ» обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (государственных должников) или граждан (неплательщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

4. АИПС «ОРУЖИЕ» позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

5. АИПС «АВТОПОИСК» содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными – государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

6. АИПС «АНТИКВАРИАТ» выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

7. АИПС «ВЕЩЬ» информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

8. АИПС «СЕЙФ» позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

В настоящее время начато внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем «ДОСЬЕ» и «НАСИЛИЕ».

1. АИПС «ДОСЬЕ» позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место жительства, связи, привычки и т.д.

2. АИПС «НАСИЛИЕ» обеспечивает такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

Для учета правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, разработана и функционирует АИПС «КРИМИНАЛ-И», включающая пять подсистем:

1. АИПС «Криминал-И Аомпрактика» содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства, совершивших административные правонарушения;

2. АИПС «Криминал-И Преступление» выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и лиц без гражданства;

3. АИПС «Криминал-И ДТП» обеспечивает сведениями об иностранцах и лицах без гражданства, участниках ДТП на территории России;

4. АИПС «Криминал-И Розыск» содержит данные о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;

5. АИПС «Криминал-И Наказание» содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Примерами АИСС, применяемых для проведения оперативной и учетно-аналитической работы в горрайорганах и МВД республик, являются:

1. АИСС «СВОДКА» – позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях, осуществлять поиск в БД по реквизитам, а также вести статистическую обработку данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения документов;

2. АИСС «ГАСТРОЛЕРЫ» – предназначена для автоматизированной обработки оперативными подразделениями УВДТ и ОВДТ информации о лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел на транспорте, и их связях; о похищенных на транспорте, неразысканных или добровольно сданных вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности;

3. АИСС «Грузы-ЖД» – разработана для автоматизированного сбора, хранения и выдачи информации о фактах хищения груза и багажа на железнодорожном транспорте, по которым возбуждены уголовные дела, а также о раскрытых хищениях грузов;

4. АИСС «НАРКОБИЗНЕС» – предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков. Использование системы межзадачных связей позволяет выявлять лица, их связи с событиями, друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным видам учетов;

5. АИСС «Картотека-Регион» – предназначена для работы с пофамильными учетами осужденных, разыскиваемых и задержанных за бродяжничество лиц;

6. АИСС «СПЕЦАППАРАТ» – предназначена для работы со спецаппаратом и позволяет планировать oпeративно-розыскные мероприятия на основе быстрого и качественного обеспечения их необходимой информацей. Можно, например, быстро найти круг лиц, проходящих по однотипным фактам из массива спецсообщений, способам совершения преступлений, адресам и т.п.

Для формирования грамотной информационной политики правоохранительными органами РФ, выполнения приказов Министерства внутренних дел РФ оперативно-розыскная деятельность по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий должна осуществляться с учетом особой специфики этих преступлений.

Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6 тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений.

Расширился и круг потребителей, заинтересованных в получении информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею пользовались, в основном, оперативно – следственные работники МВД, службы безопасности, прокуратуры, то в настоящее время ею пользуются сотрудники налоговой и таможенной служб, финансовых и коммерческих структур, представители администраций республик, краев, областей.

Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер. Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем реализацию единого информационного пространства. Очевидна необходимость единой, от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ, стройной системы информационного обслуживания массового пользователя.

В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно – розыскного и справочного назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов.

Залог успешного осуществления оперативно-розыскных мероприятий состоит, прежде всего, в том, что стратегию и тактику выявления и раскрытия противоправных деяний необходимо строить на основе хороших знаний специфики состава преступления. Другими словами сотрудники правоохранительных органов должны обладать хорошими знаниями в области компьютерных технологий, кибернетики, психологии, психолингвистики. Понятно, что в настоящее время такой подход реализовать довольно трудно ввиду слабой подготовки сотрудников МВД РФ в области современных информационных технологий.

Учитывая неотложность решения задачи по стабилизации преступлений в области информационных технологий оперативно-розыскная деятельность в области высоких технологий в настоящее время, на наш взгляд, должна базироваться на трех дополнительных специальных принципах:

- стратегия и тактика ОРД в области информационных технологий должно строится на основе самого широкого использования современных достижений в области данных технологий;

- на этапе разработки стратегии и тактики ОРД в области высоких технологий гласно и негласно должны привлекаться высококвалифицированные специалисты по информационным технологиям;

- необходимо существенно пересмотреть качественный состав субъектов при установлении конфиденциального сотрудничества (при осуществлении агентурной работы);

- арсенал оперативной техники необходимо пополнить современными техническими приборами и устройствами (в т.ч. компьютерными программами), разработанными и успешно применяемыми в информационно-технологической сфере народнохозяйственного комплекса;

- личному составу специализированных оперативных подразделений необходимо пройти соответствующую подготовку (переподготовку) по применению такой техники.

Без использования самых современных технических средств эффективность оперативно-розыскной деятельности в сфере высоких технологий резко снизиться.

В деятельности подразделений органов внутренних дел может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение.

Универсальные программы (информационно-поисковой системы, редакторы, электронные таблицы и т.п.) общего назначения не только повышают производительность труда и эффективность работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, но и поднимают ее на качественно новый уровень.

Специализированные программы могут быть ориентированы на непосредственное их применение при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в направлении борьбы с информационной (в т.ч. компьютерной) преступностью.

В настоящее время существует программы, позволяющие:

- контролировать процесс попыток взлома компьютерной системы или сети;

- определять индивидуальный почерк работы программиста и идентификационных характеристики разработанных им программ;

- определять перечень электронных адресов и сайтов Интернет, с которыми работал пользователь;

- негласно регистрировать перечень программ, с которыми работает пользователь;

- определять путь, а в некоторых случаях и конкретный адрес, исходящей угрозы для компьютерных систем;

- осуществлять негласный контроль над программистом, определяя характер разрабатываемых продуктов;

- обнаружить латентную и закодированную информации в компьютерной системе;

- проводить идентификацию компьютерных систем по следам применения на различных материальных носителях информации;

- осуществлять исследование следов деятельности оператора в целях его идентификации;

- осуществлять диагностику устройств и систем телекоммуникаций на возможность осуществления несанкционированного доступа к ним;

- исследовать материальные носители с целью поиска заданной информации;

- осуществлять исследование компьютерных технологий для установления возможности решения конкретных преступных задач (крекинг, хакинг, фрикинг и т.п.);

- исследовать программ для ЭВМ и базы данных для определения их возможного предназначения для преступных действий (наличие программных закладок, подпрограмм класса «троянский конь» и т.п.).

Это далеко не полный перечень возможностей существующего программного обеспечения, которое с успехом может использоваться при осуществлении ОРД.

Поисковые программные средства могут найти широкое применение в оперативно-розыскной деятельности (непроцессуальная форма), в том числе и до возбуждения уголовного дела. Факт обнаружения объектов (программ закладок, программного обеспечения для изготовления вирусов или для осуществления взлома компьютерных сетей и т.п.) может послужить основанием для возбуждения дела и производства расследования. В процессуальной форме поисковые программные средства могут найти применение при проведении следственных действий, таких как следственный осмотр (все его виды), выемка предметов, документов и электронной почтовой корреспонденции, следственный эксперимент, выполняемый с целью опытной проверки показаний.

В оперативно-розыскной деятельности в области расследования компьютерных преступлений целесообразно применять криминологическое прогнозирование индивидуального и преступного группового поведения. Определенную информацию можно извлечь, анализируя сетевой трафик локальных и региональных компьютерных сетей. Полезную информацию могут дать и анализ платежей клиентов за телефонные услуги.

Прогнозирование может успешно осуществляться в основе первичных материалов оперативного учета, так как его банки информации создаются на основе прогноза вероятности преступного поведения определенных криминогенных контингентов. Именно прошлое их поведение (судимость, правонарушения, антиобщественные поступки, большие успехи в области программирования), настоящее (поддержание криминальных связей, паразитизм, склонность к антиобщественным занятиям, склонность создавать программы «вандалы») дают основания для прогностических выводов о вероятном противоправном поведении в будущем. Принимаются во внимание социальные оценки, даваемы е лицу, представляющему оперативный интерес, роль для него мнения представителей криминогенной и преступной среды. Все это в совокупности является элементами методики криминологического прогнозирования, которое вплетается в оперативно-розыскные мероприятия при реализации форм ОРД (поиске, профилактике, разработке). Естественно, вопросы моделирования и прогнозирования необходимо решать, используя современные информационные технологии в процессе информационно-аналитической деятельности.

Информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с организованными формами преступной деятельности является составной частью процесса обеспечения государственной системы противодействия преступности в целом. Особая актуальность и важность аналитической работы правоохранительных органов для выявления объективной картины состояния преступности в государстве были особо отмечены В.В. Путиным: «Просил бы вас уделить внимание совместному с другими правоохранительными органами анализу состояния преступности, прогнозирования тенденций ее развития. Нам важно знать настоящую, объективную картину состояния преступности в государстве». Это направление работы МВД России рассматривает как приоритетное в развитии служб криминальной милиции.

Заметим, что методологически ошибочно сужать круг субъектов информационно-аналитической работы только специализированными подразделениями органов внутренних дел. Очевидно, что эту же работу в связи с реализацией задач по борьбе с организованной преступностью выполняет целый ряд других государственных структур (ФСБ, ФТС, ФСИН и т.д.).

Следует отметить, что решение задач поиска, отбора и систематизации такого рода информации предполагает использование интегрированной информационной системы, возможности которой позволяют существенно расширить информационную базу, необходимую для информационно-аналитического обеспечения, снизить затраты времени на поиск и отбор исходной информации, своевременно определять аспекты, по которым следует проводить анализ информации, а главное – в процессе аналитической обработки данных обеспечить выявление сущности и динамики пространственно-временных и причинно-следственных связей между исследуемыми фактами, явлениями, процессами.

В результате первоначально имеющиеся данные преобразуются в новую, выводную информацию, которая позволяет готовить предложения по нейтрализации криминальных угроз, принимать обоснованные оперативные и управленческие решения, подготавливать планы действий, правильно распределять силы и средства, осуществлять координацию и взаимодействие.

Таким образом, информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов по линии борьбы с организованными формами преступной деятельности представляет собой систему, включающую в себя два взаимосвязанных компонента. Первый – это информационное обеспечение, которое состоит в изучении информационного спроса потребителей, поддержании устойчивого состояния информационных связей, сборе, накоплении, обработке, хранении и выдаче информации потребителям в максимально короткие сроки. Второй – аналитическое обеспечение, заключающееся в исследовании криминальных угроз, выявлении причин и условий, влияющих на формирование обстановки, прогнозировании ее развития, изучении проблемных ситуаций в сфере противодействия организованной преступности. Конечной целью реализации двух вышеуказанных составляющих информационно-аналитического обеспечения является создание условий для реализации задач уголовной политики государства.

В ряде составов информационных преступлений мотивация поведения преступника имеет особое значение. Преступные мотивы есть по сути своей модификации обычных человеческих мотивов, но направленные на цели, запрещенные законом или связанные с использованием противоправных средств, являются основополагающими в исправлении и перевоспитании правонарушителей, осуществляемом с помощью методов оперативно-розыскной деятельности. Такое понимание мотивации преступного поведения исключает представление об обреченности человека на преступное поведение, о неисправимости преступников. Поэтому для осуществления ОРД в области информационных технологий определенный интерес представляют социологические и психологические исследования молодежи, обучающейся компьютерным наукам.

Для профилактической деятельности по предотвращению компьютерных преступлений важно проводить изучения мотивов поступков человека. Особый интерес представляет определение уровня ценностно-ориентационного единства в молодежной аудитории (ЦОЕ). По уровню ЦОЕ можно определить факторы, влияющие на поведение человека в группах и, в какой-то степени, спрогнозировать его стремления к противоправным действиям. Одним из авторов этой статьи, разработана методика определения ЦОЕ, которую можно использовать при прогнозировании компьютерной преступности в молодежной аудитории.

При выявлении и раскрытии преступлений, совершенных с использованием компьютеров, вычислительных систем или иной электронной техники, оперативный сотрудник сталкивается с нетрадиционными следами преступной деятельности или вещественными доказательствами. Поэтому для грамотного использования фактических данных, полученных в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий по таким преступлениям, базовой юридической подготовки может оказаться недостаточно.

Для успешного осуществления ОРД сотрудникам необходимо хорошее знание психологии хакера, знать его тактику проведения атак на компьютерные системы, уровень его знаний и возможность их пополнения. Кто как не преподаватели высших технических заведений, обучающих студентов современным компьютерным технологиям могут помочь сотрудникам спрогнозировать поведения преступных элементов, подсказать возможные пути пресечения преступных действий.

Хотелось бы еще остановиться на одном любопытном факте, который необходимо, на наш взгляд, учитывать при расследовании преступлений в сфере информационных технологий. Хорошо известно, что многие, так сказать «традиционные» преступления совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Существует достаточно количество методических руководств, алгоритмов по проведению операций, по предотвращению преступлений. Однако, мало кому известно, что существует понятие «информационной наркомании» («internet-addiction», «pathological internet use»).

В сети Интернет практически открыто предлагаются специально созданная музыка («psychedelic music»), компьютерные программы («psychedelic software»), способные вызвать у человека состояние наркотического опьянения. Складывается парадоксальный факт. Если человек распространяет наркотик традиционным путем, то против него может быть возбуждено уголовное дело по соответствующей статье уголовного кодекса, а аналогичное деяние совершаемое в Интернет по распространению «информационных» наркотиков остается безнаказанным. Точнее, тоже может быть возбуждено уголовное дело по соответствующим статьям уголовного кодекса, но вся беда в том, что большинство сотрудников правоохранительных органов даже не знают о возможностях деструктивной информации. Ряд сект (взять хотя бы для примера «Белое Братство») умело пользуются возможностями современных информационных технологий воздействовать на сознание и подсознание человека.

Действительно, современные информационные технологии могут оказать деструктивное воздействие на сознание и подсознание человека. Через сеть Интернет распространяются специально созданная музыка («psychedelic music»), компьютерные программы («psychedelic software»), способные вызвать у человека состояние наркотического опьянения. Проблема Интернет-наркомании стала реальностью. Интернет-наркомания подобно хроническому алкоголизму или азартной игре имеет разрушительные последствия на человека, его семью, работу, учебу, а в некоторых случаях, провоцирует на преступления.

По мнению профессора Питсбургского университета Кимберли Янг проблема Интернет-наркомании в США достигла эпидемических размеров, причем число наркоманов («сетеголиков») продолжает расти. В международную классификацию психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders – Fourth Edition «DSM-IV», American Psychiatric Association, 1995) внесено заболевание «кибернетические расстройства».

Собственно говоря, в сети Интернет имеется практически открытая информация по изготовлению синтетических наркотиков, но это отдельная тема для изложения. Можно только сослаться на исследования С.А. Роганова специализирующегося на расследовании уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, который прямо указывает, что методы синтеза наркотиков часто берутся из Интернет.

Сегодня Интернет представляет большую возможность для проведения разведывательных мероприятий (операций). Судя по выполненному авторами обзору сайтов Интернет, такая работа активно ведется рядом зарубежных государств. Следует обратить внимание, что уже давно существует такое понятие, как «компьютерная разведка». В начале 90-х годов аналитики спецслужб США обратили внимание на то, что большая часть необходимой информации без особого труда может быть получена через Интернет. Это позволило пересмотреть структуру финансирования спецслужб в сторону значительного увеличения средств, выделяемых на «компьютерную разведку». Теперь подразделения по исследованию и использованию Интернет появились в ЦРУ, ФБР, СИС, МОССАД и других спецслужбах развитых государств. Сфера их деятельности – легальная разведка в глобальной сети, организация каналов связи с агентурой, сбор материалов по оперативно значимым ситуациям, проведение акций «информационной войны», изучение личностных характеристик политиков, ученых, военных, а также важнейших секретоносителей в качестве возможных кандидатов на вербовку или агентов влияния.

Получение любой информации о преступной деятельности требует определенных тактических усилий и организационных форм: действий негласных сотрудников, оперативно-поисковых групп, оперативных контактов с гражданами. И все же многие сведения о традиционных преступлениях (кражи, вывоз похищенных материальных ценностей, владение оружием), по сравнению со сведениями о преступлениях в сфере высоких технологий, как бы лежат на поверхности: их можно визуально фиксировать, видеть предметы.

Преступления в области информационных технологий довольно часто можно получить лишь изучением отношений, то есть глубинных явлений, часто никак не фиксируемых визуально и по материальным следам. В качестве примера можно привести факт. Сведения о преступлениях в сфере электронных торговли не принято афишировать коммерческими структурами. Часто они предпочитают понести убыток, чем потерять свою репутацию.

Учитывая, что основным местом преступления является Интернет (или с использованием Интернета), то процесс сбора оперативной информации легко автоматизировать путем использования специальных программ, называемых интеллектуальными агентами (в среде программистов еще называемы «пауками»). Они способны проводить анализ сайтов, проводить целевой поиск информации в Интернет и тем самым находить потенциальных преступников.

По результатам оперативно-аналитического поиска в оперативных подразделениях целесообразно формировать компьютерные базы данных, используемые:

- для последующей оперативной проверки преступных групп и организаций; для проведения оперативно-профилактических мер;

- для внедрения оперативных работников и негласных сотрудников в среду компьютерной преступности с целью углубления оперативных позиций, необходимых для успешного продолжения стратегической разведки.

Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Оперативно-аналитический поиск дает возможность для раскрытия преступлений в сфере высоких технологий использовать компьютерное моделирование. Одним из перспективных направлений компьютерной инженерии является использование имитационных моделей. Такая модель предусматривает организацию информационных потоков внутри моделируемых систем, воспроизведение на компьютере операций обмена, перераспределения, взаимодействия между отдельными структурными элементами системы и поэтому является достаточно эффективным средством изучения и прогнозирования компьютерной преступности.

Вывод: Повышение эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в сфере высоких технологий в настоящее время не возможно без интеграции в их деятельность новых информационных технологий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: