Тема 6: Сложный контрапункт

Вопросы:

1. Понятие сложного контрапункта.

2. Классификация сложного контрапункта.

3.Вертикально-подвижной контрапункт. Цифровая таблица Танеева.

4. Положительное и отрицательное движение голосов.

5. Понятие Jndex-vertikalis.

Особенности сложного контрапункта заключаются в изменении интервальных соотношений между голосами. Интервалы либо увеличиваются при удалении голосов, либо уменьшаются, при сближении голосов.

Для исследования закономерностей такого увеличения или уменьшения интервалов необходимо их сложить или вычесть.

Однако цифровое обозначение интервалов, принятое в теории музыки искажает картину: кварта – 4 + квинта – 5 = октава – 8, а не 9.

Такое расхождение возникает т.к. интервал отражает число ступеней, охватываемых данным интервалом (включая его основание и вершину – одна ступень считается 2 раза).

С.И. Танеев предложил иную систему цифрового обозначения интервалов, пригодную для их сложения и вычитания в полифонии:

 

Простые интервалы Составные интервалы
Прима – 0 Октава – 7 Квинтдецима – 14
Секунда – 1   Нона – 8 Секунда через 2 октавы – 15
Терция – 2 Децима – 9 Терция через 2 октавы – 16
Кварта – 3 Ундецима – 10 Кварта через 2 октавы – 17
Квинта – 4 Дуодецима – 11 Квинта через 2 октавы – 18
Секста – 5 Терцдецима – 12 Секста через 2 октавы – 19
Септима – 6 Квартдецима – 13 Септима через 2 октавы – 20

 

 

В этой системе цифра интервала обозначает количество секундовых ходов от его основания к вершине.

Т.о.: кварта 3 + квинта 4 == октава 7

 

Сложение и вычитание интервалов.

Сложение интервалов – это их увеличение при удалении голосов друг от друга (верхнего – вверх, а нижнего – вниз).

Вычитание – сближение их (верхнего – вниз, нижнего – вверх, и одновременно).

Когда вычитаемый интервал равен уменьшаемому – в результате получится прима – 0.

Это – предел прямых перестановок, за которым начинается область противоположных перестановок, при которых вычитаемый интервал оказывается больше уменьшаемого.

Таким образом, противоположные перестановки производят сложение и вычитание над отрицательными числами.

 

Положительные и отрицательные движения голосов.

Движение каждого голоса в том или ином направлении при вертикальных перестановках – содержит в себе тенденцию к удалению голосов друг от друга или к их сближению, что выражается в величинах положительных и отрицательных.

Движение верхнего голоса вверх, а нижнего – вниз – положительное движение, т.к. подразумевает увеличение интервала между ними.

 

 

Обратное движение – предполагает уменьшение интервала, такое движение – отрицательное.

Для краткости записи перестановок голосов есть специальные обозначения:

Голоса обозначаются римскими цифрами, само соединение обозначается знаком +.

В двухголосном сложном контрапункте выражение I + II представляет формулу первоначального соединения.

Вертикальные перестановки голосов, являющиеся производным соединением, нуждаются в дополнительных обозначениях. Они обозначаются буквой V – vertikalis.

Запись I V =+2 означает, что верхний голос соединения перемещен на терцию вверх. Если голос остается на месте, это отмечается записью II V =0.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать характеристику понятию сложного контрапункта.

2. В чем специфика цифровой системы Танеева. Ее роль в полифонии.

3. Что означает Jndex-vertikalis?

4. Как рассчитывается положительные и отрицательные движения голосов?

 


Тема 7.Трехголосие.

Вопросы:

1.Понятие простого контрапункта в трехголосии.

2.Правила использования интервалов в трехголосии.

3. Использование имитации в 3-х голоси.

Простой контрапункт.

Введение в полифоническую фактуру третьего голоса значительно усложняет соотношение между голосами. Три мелодии, сочетаясь одновременно, создают 3 пары голосов: I-II, II-III, I-III.

Если каждая пара удовлетворяет требованиям полифонического двухголосия – теоретически 3-х голосие написано верно.

Практически в 3-х голосии отпадает ряд ограничений:

1. Совершенные консонансы, образуемые одной из пар голосов, могут быть использованы не только в началеи в конце построения, но и внутри него, если третий голос составляет несовершенный консонанс по отношению к другому голосу.

Запрещение прямого движения к совершенным консонансам в трехголосии относится лишь к крайним голосам.

 

2.В простом трехголосии наиболее свободной оказывается верхняя пара голосов, в ней кварта, даже увеличенная, не диссонирует и используется как несовершенный консонанс. Допускается и параллелизм кварт.

Кварта в нижнем голосе диссонирует и поэтому требует приготовления. (Берд).

3.В трехголосии допускается параллелизм секстаккордов, но не более 3-х.

4. Усложнение полифонической фактуры связано с контрастированием 3-х мелодий между собой (Палестрина). Возможны противопоставления одной мелодии 2-м другим, которые могут двигаться параллельно.

 

В 3-х голосии образуются консонирующие и диссонирующие созвучия.

Условия их применения:

1. Совершенные консонансы с удвоением одного из звуков применяются на сильных долях только в начале и в конце построения, а на слабых – при плавном голосоведении в качестве проходящих и вспомогательных.

2. несовершенные консонансы с удвоением одного из звуков используются неограничено.

3. Маж/з и мин/з используются широко, кроме тех случаев, когда возникает параллелизм квинт или октав.

4. Ум.з не используется вообще.

5. Секстаккорды используются свободно, вплоть до параллелизмов, если нет параллельных квинт. Только заключительное созвучие не может быть секстаккордом.

6. 6/4 – диссонирует и может быть использован только с приготовлением кварты, или на слабом времени при косвенном движении.

7. Если созвучие, в котором имеется диссонанс, помещается на сильном времени, то диссонирующий звук приготовляется.

В трехголосии сохраняются все правила двухголосия, касающихся ритмических свойств, одновременно звучащих мелодий. Контраст в мелодиях, составляющих трезголосное целое, является одним из основных средств достижения рельефности каждой из них.

Имитация в трехголосии.

В трехголосии применяется имитация простая, каноническая, в обращении, в увеличении, в уменьшении.

В простых имитациях голоса прекращают имитирование после проведения того мелодического материала, который в начальном голосе прозвучал одноголосно, в затем перешел в свободное изложение.

Порядок и интервалы вступления голосов в простой имитации совершенно свободны. При этом первый и второй имитирующие голоса могут проводить мелодию в увеличении, уменьшении или обращении.

В канонических имитациях возможны 6 вариантов вступления голосов.

Первые 2 варианта дают возможность писать канонические имитации в простом контрапункте:

Т--- Т----

Т---- Т----

Т---- Т----

 

А2 В2 С2

А1 В1 С1 Д1

А В С Д Е

 

Примеры с применением простой имитации сочиняют следующим образом:

1. Пишется начальный голос.

2. Мелодия начального голоса переносится на любой интервал вверх или вниз, в зависимости от избранной схемы вступления голосов.

3. Продолжение начального голоса сочиняется в простом контрапункте к первому голосу.

4. Одноголосная часть примера переписывается во второй имитирующий голос. Интервал вступления не ограничен.

5. Сочиняется трехголосное заключение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности использования правил контрапункта в трехголосии?

2. В чем специфика имитации в трехголосии?

3. Каковы особенности интервальных соотношений?

4. Назовите правила написания имитационного трехголосия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow