Вопросы:
1. Простые полифонические формы.
2.Жанры в полифонии.
3. Полифонические жанры в инструментальной музыке.
Полифоническим периодом называется относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в начальной или новой тональности. Особенность – непрерывность полифонического изложения, отсутствие цезур. Цезуры одного голоса не совпадают с цезурами остальных, благодаря чему возникает непрерывность. Совмещенная каденция всех голосов, т.е. их полная остановка встречается обычно в самостоятельном периоде. В художественной практике почти не встречаются самостоятельные полифонические периоды.
Полифоническая 2-х частная форма.
Форма, состоящая из двух периодов, называется двухчастной. Если ее вторая часть является развитием материала первой части, она называется разработочной или развивающей 2-х частной формой. Пьесы в такой форме могут строиться на имитации, но нередко обходятся и без нее.
Единство тематического материала способствует единству формы. Непрерывность изложения в 2-х частной форме достигается тем, что каденция первого периода маскируется в непрерывном движении хотя бы одного голоса. Кроме того, объединение частей формы достигается планированием волн мелодического развития – единой линией с главной кульминацией, обычно расположенной во второй части. Кульминация обычно помещается в верхнем голосе.
Полифоническая 2-х частная форма строится на основе простых имитаций. В каждой части проводится одна тема, поручаемая поочередно во всех голосах. Противосложения к темам обычно свободны и не повторяются.
Части обычно не равны по размерам, вторая часть более весома, ее кульминация имеет значение главной во всей форме.
Темы частей с точки зрения мотивного содержания имеют общность мелодических элементов. Вторая тема обычно вырастает из мотивов первой. Во второй темы заметны черты итоговости. Вторая тема обычно более рельефна, определенна и ясна по своему характеру, чем первая. Во второй части наблюдается большее разнообразие имитационных проведений. Если в первой части они ограничены тонико-доминантовыми отношениями, то во второй используются медиантовые ходы.
Полифоническая 3-х частная форма.
Это форма из трех периодов.
Развитие может быть разработочным или контрастным. Основная задача – достижение единства целого. Наиболее действенное средство в этом – реприза.
Принципиальное отличие от 2-х частной – в возможности показать более основательно итог в третьей части, а, следовательно – более интенсивное развитие в середине.
Жанры.
В строгом письме термин фуга (бег) в 15 веке обозначал форму, которая сейчас называется каноном.
В это время канон назывался каччия (охота). Канон являлся древнейшей имитационной формой.
С 17 века фуга – полифоническая форма, основанная на неканонической имитации, т.е. простой.
Принципы простой имитации лежат в основе мотета, канцоны, мадригала.
Мотет – самостоятельное вокальное произведение, состоящее из нескольких частей, где каждая часть имеет свою тему и составляет имитационный полифонический период. Периоды соединялись интермедиями. Число периодов соответствовало числу строк в тексте. Происходит от фр. мот – слово. Лассо. Палестрина.
Мадригал – разновидность итальянской вокальной пьесы обычно любовного содержания. Вначале был одноголосным, в эпоху Возрождения – многоголосный. По исальянски – песня на родном языке. Имел светский характер. Авторы – Веноза, Монтеверди.
Канцона в эпоху Возрождения – многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца 16 века канцона – инструментальная пьеса полифонического склада. В гомофонном стиле – канцона – в начале вокальная пьеса, с 19 веке – инструментальная пьеса с певучей, песенной мелодией.
Канцонетта – небольшая канцона.
Месса – многоголосное произведение культовой музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов, и инструментального сопровождения. Исполняется в католическом церковнослужении. Название происходит от латинской фразы: ите, мисса ест еклесия (идите, собрание распущено) – этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание, в церкви могли остаться только члены общины.
Форма мессы сложилась в 14 веке. Музыку мессы писали великие композиторы эпохи Возрождения – Палестрина, Депре, с 18 века – Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Россини, Лист.
Инструментальные формы.
Прелюдия – небольшая пьеса импровизационного склада, которая служила вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения.
Инвенция – небольшая пьеса полифонического характера, основанная на технике имитации (с лат. – изобретение, выдумка).
Вариации на бассо-остинато – упорный бас, пьеса, основанная на непрерывно повторяющейся в басу мелодической интонации с отчетливо выраженной жанровой основой.
Для всех этих жанров характерно свободное изложение, импровизационность, фигурационный характер тематизма.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что означает полифоническая форма, в чем ее специфика.
2. Особенности полифонического периода.
3. Полифонические 2-х и 3-х частные формы.
4. Инструментальные жанры полифонии.
5. Вокальные жанры полифонии.