Тема 10. Фуга – высшая форма полифонии

Вопросы:

1. Определение. Тематическая специфика. Генезис формы. Строение.

2. Особенности темы фуги.

3. Виды ответов.

4. Противосложение.

5. Интермедия.

6. Экспозиция, разработка, реприза. Стретта.

 

Фуга (лат – бег) – полифоническое произведение, основанное на многократном (вначале обязательно имитационном) проведении во всех голосах одной или нескольких тем. Маленькая фуга называется фугетта. Эпизодическое использование простой имитации, не образующее самостоятельной по форме пьесы называется фугато.

Если в фуге одна тема – это однотемная или простая фуга, 2 темы – двойная, 3 темы – тройная фуга.

Обычно фуга имеет как минимум – 2 части. Первая – экспозиция – однократное последовательное проведение темы (или тем) во всех голосах в чередовании основной и доминантовой тональностей. Вторая часть – развивающая. Если фуга 2-х частна – вторая часть либо сохраняет тональности экспозиции, либо возвращается в основную тональность. Если фуга 3-х частная – то заканчивается она репризой в основной тональности.

Совершенства фуга достигла в творчестве Баха. Обогащая содержание фуги, Бах стремился к усилению индивидуальной характеристики темы, к напевной, согретой чувством мелодике, к расширению круга гармонических средств. У Баха фуга стала характерной пьесой с исключительно духовным содержанием. В Хорошо темперированном клавире, где собраны 48 прелюдий и фуг во всех тональностях кварто-квинтового круга ладотональной системы композитор доказал совершенство темперированного строя, который лег в основу фортепиано, как инструмента, окончательно сформировавшегося к 18 веку.

В одних фугах господствует принцип вариационности: тема как целое выступает в различных полифонических сочетаниях, в различных ладотональных и регистровых положениях. Для фуг характерно непрерывное развертывание музыкальной мысли. Совершенная заключительная каденция или остановка на половинной каденции встречается в фуге крайне редко. Если они имеют место – то тщательно маскируются, например, наложением на каденцию начала нового проведения темы.

Тема фуги.

Темой или вождем называется основная музыкальная мысль фуги, обладающая известной завершенностью, яркостью и, как правило, излагаемая вначале одноголосно. Процесс становления фуги в музыкальной культуре сопровождался процессом индивидуализации темы, ростом ее мелодической значимости и образной рельефности. Тема должна быть мелодически рельефной, легко запоминающейся и узнаваемой. По величине темы охватывают от 2-х до 6-ти тактов. Наиболее выразительные интонации концентрируются в начале темы и называются головой. Вторая часть темы менее яркая носит обобщенный характер и более подвижная – хвост. Подобные темы называются контрастными или неоднородными. Темы, в которых нет противопоставления контрастирующих частей называются однородными.

Тема фуги является кратким конспектом музыкального образа, изложением его основных черт. Поэтому в каждой теме есть определенное содержание: серьезное, шутливое, песенное или танцевальное.

Темы фуги могут быть однотональными или модулирующими в сторону доминантовой тональности. Характерная черта – тема с самого первого такта всегда тонально определена. Большинство тем начинается с примы или квинты лада, а заканчиваются однотональные темы на терции или на квинте тонического трезвучия, предполагая неполное окончание – продолжение развития.

Эффективным средством, придающим теме ладотональную определенность, является скрытое голосоведение, которое образуется при ходах мелодии на интервал больше большой секунды. Звук, покинутый скачком, оставляет след в памяти до тех пор, пока мелодическое движение не придет к звуку, соседнему с ним. Покинутые скачком звуки связываются на расстоянии и образуют скрытый голос внутри одноголосия. Скрытое голосоведение также является средством поддерживания связи между частями темы.

 

Анализ темы:

1. Однородность или контрастность элементов темы.

2. Наличие или отсутствие точной или вариационной повторности.

3.Использование звукоряда, отклонений, модуляций, ярких мелодических и ритмических оборотов.

4. Наличие мелодической вершины.

5. Выявление моментов скрытого голосоведения.

6. Вывод об общем характере темы.

 

Ответ в фуге.

Ответ или спутник – имитационное проведение темы в доминантовой тональности. Если имитация – точное перенесение темы в тональность доминанты – ответ реальный. Если в имитации произошли изменения, вызванные сложностями перехода в другую тональность – ответ тональный.

Реальный ответ характерен для тонально замкнутых тем, если они выдержаны в диатонике и в их начальном обороте не используется основной тон доминанты. Реальный ответ получают и тонально неустойчивые темы, насыщенные хроматизмом, поскольку изменение хроматики, а также увеличенных и уменьшенных интервалов привело бы к искажению темы в тональном ответе.

Суть тонального ответа заключается в том, что основной тон доминанты в начальном мелодическом обороте темы сменяется в ответе основным звуком тоники начальной тональности.

При написании ответа необходимо стремиться к сохранению очертаний темы, с другой – добиться максимальной плавности вступления темы в доминантовой тональности. Ответ, вступающий до окончания темы называется «стреттный». Между окончанием темы и вступлением ответа иногда применяется связка – кодетта. Кодетта – это естественное продолжение темы. Она часто служит для перехода в новую тональность.

Противосложение.

Пртивосложение – это контрапункт к теме. Оно должно контрастировать ответу, обладать мелодической значительностью, но не затмевать тему. Противосложение подчиняется гармоническому плану ответа. То, которое используется только один раз называется неудержанное противосложение. Оно обычно менее выразительно в мелодическом плане. Противосложение, которое каждый раз сопровождает каждое звучание темы называется удержанным, оно тематически выразительно и написано в двойном контрапункте. Часто в нем развиваются интонации темы, что способствует созданию единства формы.

Интермедия.

Интермедия в фуге – это музыкальное построение, расположенное между двумя проведениями темы. Интермедия основана обычно на полифоническом варьировании. В них происходит также разработочное развитие, т.к. они строятся на оборотах, вычлененных из темы. Интермедия необязательная составная часть темы, встречаются фуги и без интермедий. Интермедия разъединяет проведения темы, контрастирует им дробностью своей фактуры, а также модулируя, связывает разнотональные проведения темы. Интермедия строится на основе секвенций. В целом для интермедий характерно нарастание развития тематического материала.

Экспозиция фуги.

Это проведение темы во всех голосах в главной и доминантовой тональностях. В 2-х голосной фуге она состоит из 2-х проведений темы, в 3-х голосной – из трех, в 4-х голосной – из четырех проведений темы.

Т---- Т------

Т---- Т-----

Т---- Т-----

Порядок вступления голосов может быть различным. Если после последнего проведения темы, она снова звучит в доминантовой тональности – началась контрэкспозиция, которая характеризуется проведением тем в обратном тональном порядке:

Экспозиция – Т----

Д----

Т----

Контрэкспозиция – Д----

Т----

Д----

 

Разработка и реприза фуги.

Основным признаком начала средней расти является появление темы в побочных тональностях. Обычно – это тональная сфера субдоминанты. В средней части не встречается заключительная каденция. Для средней части характерна тональная неустойчивость, частые модуляции или модуляционные отклонения, тематическое дробление, перегармонизация темы, использование темы в увеличении, в уменьшении, в ракоходном движении, применение стретт на стыке средней части и репризы. Стретта – (лат. – сжато) ускоренное, сжатое по времени проведение темы во всех голосах. Фуги, где стретты встречаются во всех частях называются стреттными фугами. Нередко стреттное проведение тем в репризе заменяет репризу в целом. В репризе темы проводятся в основной тональности.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дать характеристику форме фуги.

2. Специфика полифонической темы.

3. Отличие реального и тонального ответов в фуге.

4. Назначение интермедии в фуге.

5. Составные части фуги и их краткая характеристика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: