Выбирать консультантов следует тщательно, чтобы не потерять деньги, время или даже репутацию. Для крупных и долговременных проектов проводят предварительные переговоры с 10—12 кандидатами. Для мелких проектов — с двумя-тремя. Затем между ними объявляют официальный или неофициальный тендер.
Критерии выбора консультантов:
• опыт работы в данной отрасли;
• наличие рекомендаций от людей, пользующихся доверием;
• хорошая репутация, сложившаяся в российских деловых кругах;
• положительные отзывы бывших клиентов;
• образцы ПР-продукции;
• более близкое месторасположение к офису заказчика.
В общем случае специализированные и консалтинговые фирмы не берутся за проекты стоимостью менее 2000 у.е. Форма выплаты может быть:
а) повременная;
б) фиксированная;
в) процент от результата;
г) комиссионная;
д) комбинированная. Предоплата обычно составляет 30-50%.
Со специализированной организацией заключают контракт, который может звучать как «О технической помощи» или «На информационное обслуживание». Индивидуальные консультанты, как правило, работают по трудовому соглашению.
Но чтобы за свои деньги получить максимальную отдачу, заказчику необходимо выполнить три условия:
1. Не ошибиться при выборе специалистов.
2. Содействовать ходу работ или хотя бы не мешать им.
3. Сдерживать амбиции как свои, так и своих сотрудников при получении результатов.
2.
Имидж (англ. image — образ) можно определить как совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей в отношении к фирме, личности или товару.
К понятию корпоративного имиджа близко и понятие «деловая репутация». Репутация (англ. repute — общее мнение), строго говоря, означает «доброе имя». Хотя мы слышим и сочетание «дурная репутация». По остроумному выражению американского писателя Эдгара Хау: «Репутация — то, что говорят у вас за спиной».
Еще раз подчеркнем, что имидж от репутации отличается тем, что он больше поддается искусственному построению, в его восприятии значительную роль играет эмоциональная составляющая мыслительного процесса, в то время как репутация нарабатывается годами, конкретными делами и фактами.
Функции корпоративного имиджа
• привлекать тех, кто в данный момент нужен для успеха;
• удерживать в сфере своего влияния группы, которые уже завоеваны;
• более эффективно управлять людьми через убеждение, влияние и манипулирование ими;
• добиваться поставленных целей;
• в результате получать чувство уверенности и душевного комфорта.
Корпоративный имидж формируется в двух направлениях: образ самой компании; имидж лидера-руководителя и всего топ-менеджмента.
Имидж самой компании обычно включает следующие элементы:
• отбор и формирование отличительных особенностей компании;
• идеализация, мифологизация отобранных характеристик, черт;
• знаковое отображение образа компании.
Визуализация образа
Отдельного внимания в процессе создания имиджа заслуживает такое явление, как стереотип. В сущности, задачей ПР-специалиста является создание в головах людей позитивных стереотипов своей организации и, может быть, негативных стереотипов конкурентов и противников.
Для того чтобы создать легко узнаваемое лицо компании, запоминающийся имидж, необходимо задействовать некоторые частные составляющие:
1) миссия организации, цели и особенности ее деятельности на рынке;
2) время образования, показывающее устойчивые позиции данного объекта;
3) состояние корпоративной культуры;
4) размах деятельности;
5) престиж страны происхождения;
6) рейтинг в рыночном сегменте или в политике;
7) ассортимент и доказанное качество продукции и сервиса.
На имидж организации активно работают такие факторы, как:
• свидетельства и дипломы по результатам конкурсов и выставок;
• отзывы и благодарственные письма от клиентов, партнеров и государственных органов;
• известность и авторитетность лидеров фирмы;
• документально подтвержденный профессионализм и квалификация персонала (лицензии, сертификаты, победы на профессиональных конкурсах);
• уровень капитализации, свидетельствующий о состоятельности и надежности фирмы;
• общественная деятельность, корпоративная ответственность перед обществом, выражающаяся, в частности, в благотворительной деятельности;
• своевременность оплаты поставок, укрепляющая репутацию фирмы в глазах поставщиков;
• прозрачность деятельности, а также участие в социальных программах, законопослушность в выплате налогов, что привлекает симпатии государственных органов;
• установление «справедливых» цен на свои товары и услуги создает популярность среди покупателей;
• культура производства, высокий сервис, красивый вид здания, интерьера, доброжелательность и приветливость персонала;
• стиль руководства.
Действия фирмы не должны противоречить создаваемому имиджу.
Мониторинг имиджа.
Имидж может меняться в зависимости от того, кто появился на рыночном или социальном пространстве или ушел из них. Новая марка товара с явно лучшими свойствами может вытеснить вашу марку из «файла» «Лучшая» в сознании потребителей. Имидж может расти благодаря целенаправленному культивированию. С другой стороны, у общественности может меняться отношение к объекту по ряду причин, начиная хотя бы с такого понятия, как «надоели», «захвалились» и т.д. Поэтому необходим мониторинг, отслеживание корпоративного имиджа в глазах целевых аудиторий.
Понятие «корпоративная культура» включает в себя комплекс особых, оригинальных внешних и внутренних опознавательных признаков, свойственных только данной организации. Корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения дел, обусловливающих индивидуальность компании.
Ниже приведены элементы этого комплекса.
1. Объединяющие и отделяющие нормы — нечто общее у членов данного коллектива, что помогает легко отличить «своих» от «чужих».
2. Ориентирующие и направляющие нормы - отношение к «своим», «чужим», равным, нижестоящим и вышестоящим; ценности, потребности, цели и способы их достижения; комплексы знаний, умений, навыков; типичные для данного коллектива способы воздействия на людей и т.д.; традиции, правила поведения и обслуживания; корпоративные символы, герои, легенды, которыми гордятся и на которые ориентируются. Пока что опросы показывают, что российские компании формируют корпоративную культуру только на 20% сознательно и на 80% — интуитивно и подражательно.