Этические принципы психологического консультирования и требования к психологу-консультанту

1. Первым и, по-видимому, самым важным этическим принципом наличие у психолога консультативной компетентности. «Нельзя предпринимать никаких консультативных вмешательств, не имея на то достаточных знаний, умений, навыков, подготовки и супервизии».

2.Во-вторых, психолог несет ответственность за сохранение конфиденциальности всего происходящего на консультативных встречах.

4. Клиент должен быть информирован о возможных побочных эффектах, последствиях психол. консультирования.

5.Психолог должен быть свободен от всех условностей и предрассудков, которые могут мешать быть объективным, нейтральным и позитивно настроенным при построении консультативных отношений.

6.Психолог должен работать на усиление независимости и автономности клиента, не должен манипулировать своими клиентами, формировать у них зависимости и удовлетворять собственные потребности во время консультативных встреч.

7.Вы обязаны сохранять высокие стандарты честности, правдивости и нравственности.Психолог должен работать над собой, чтобы быть эффективной моделью для своих клиентов.

8. Как консультанты, вы должны действовать в соответствии с интересами клиентов и общества; помогать людям научиться жить полноценно.

9. Принцип разделения ответственности между психологом и консультируемым. Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо клиента.

10. Принцип баланса фрустрации и поддержки в консультативном процессе. Первостепенно важным является чувство безопасности клиента (неуместно добиваться цели любой ценой).

 

Вы должны быть чувствительны к культурным, этническим, гендерным, философским различиям между людьми самого разного происхождения.

Пс.консультирование - это дисциплина, загроможденная проблемами ценностей. Всегда существует множество представлений о том, что такое «правда», множество различных стандартов, определяющих, что такое «правильно».

 

Ф. Е. Василюк: «Если психолог хочет быть полезным человеку как специалист, он должен сохранив способность к состраданию, - научиться подчинять свои непосредственные этические реакции, вытекающие из сострадания, позитивно определенной программе психологической помощи» («как хирург во время операции или учитель, применяющий воспитательное воздействие, не всегда приятное для воспитанника»).

Должен выдерживаться принцип баланса фрустрации и поддержки.

 

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Самая общая модель структуры консультативного процесса, по Р.Кочунасу

Стадий

1. Исследование проблемы

Консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, не прибегая к оценкам. Нужно поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальные проявления.

2. Двумерное определение проблемы

Консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая эмоциональные и когнитивные аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Проблема определяется конкретными понятиями (простыми словами без терминов). Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда указывает и способы разрешения.

3. Идентификация альтернатив

Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые он (клиент) считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Нужно найти такие альтернативы, которые клиент мог бы использовать непосредственно. Мы должны дать клиенту оптимальный вариант разрешения проблемной ситуации - принятие решения остается за клиентом. Клиент может не принять это оптимальное решение.

Напр.: девушке (1к., 19 лет после колледжа) – принять решение расстаться с молодым человеком (с которым они уже живут вместе 1,5 года), которому 23 года, и он после Механического колледжа практически не работает, как бы все время ищет работу, то есть уже 5 лет. (Или так и кормить его всю жизнь, ребенок его «не перевоспитает»).

4. Планирование

Критическая оценка выбранных альтернатив. Не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени. Другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия.

5. Деятельность

Последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат и с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Частичная неудача – еще не катастрофа и нужно продолжить реализовывать план решения проблемы.

 

6. Оценка и обратная связь

Клиент вместе с консультантом оценивают уровень достижения цели и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: