И.Ялом выделяет 10 основных терапевтических и развивающих механизмов и феноменов, свойственные большинству тренинговых групп:
1. Сплоченность. Это условие способствует достижению групового успеха.
2. Внушение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим воздействием.
3. Универсализация. Люди приходят в группу со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности.
4. Альтруизм. Целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.
5. Предоставление информации. В некоторых группах находят применение прямые инструкции и советы.
6. Множественный перенос. Любое искаженное восприятие реалий и любое нарушение в области взаимоотношений с другими людьми, вызванные прошлыми событиями, проявляются в группе.
7. Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа новых форм поведения.
8. Развитие навыков общения. Члены группы совершенствуют свои навыки жизни в обществе. Для овладения навыками общения используются различные приемы, например ролевые игры и обратная связь.
|
|
9. Подражательное поведение. Умение вести себя отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.
10. Катарсис. Сдерживаемые чувства, «недопустимые» побуждения (слезы, чувство вины …) находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения.
Тренинговая работа позволяет ее участникам выработать определенный опыт, социально-психологический «иммунитет». Этот опыт помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать трудности, психологически грамотно и конструктивно строить отношения и общение, в первую очередь в трудной, фрустрирующей ситуации.