Стадия независимости – от 1,5-2-х до 3-х лет

Ребенок еще во многом беспомощен. Но он приобретает физическую автономность и начинает становиться независимым (ходьба и манипуляции предметами).

Ребенок становится исследователем ради удовлетворения собственного любопытства, учится контролировать свои движения, начинает дифференцировать окружение в зависимости от его нужд и удовольствий.

Ощущает свое могущество и начинает сильнее восставать против ограничений и стремится во всем составить собственное мнение.

Это период (2-3,5 г.) – «негативная стадия», «первой взрослости». Растущее чувство независимости, представление о собственной индивидуальности.

Первостепенной проблемой становится – агрессия и контроль над ней.

По Бюлеру это период, когда ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе.

Первые социальные достижения ребенка – способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется (установление причинно-следственных связей, сенсо-моторный интеллект).

Анальная стадия, поЗ.Фрейду – контроль своих физических нужд. Отказ от еды, выделительные процессы – становятся оружием ребенка в отношениях с родителями.

Начинает развиваться СУПЕР-ЭГО (СОВЕСТЬ).

Навязчивость в отношении чистоты, аккуратность, педантичность определяются родительской строгостью при обучении контролю над выделительными процессами (сверхответственность).

Предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее.

Опасны, вредны не столько сами по себе фрустрации (или депривации), а обстановка, фон, в котором они происходят. Важно, чтобы был фон любви, заботы по отношению к ребенку.

Ребенок исследует социальный климат в семье.

Роль родителей, - чтобы ребенок понял, что иногда бывают виноваты другие, иногда – он сам, или его чувства преувеличены.

По Э.Эриксону, это стадия «автономии» (независимости). У ребенка развивается потребность быть независимым, но он продолжает нуждаться в поддержке.

Ощущение зависимости дает ощущение безопасности.

На этой стадии возникает проблема контроля агрессии.

Задача психолога: помочь человеку правильно распорядиться своей агрессивностью – в частности, через вербальное выражение агрессии без нанесения вреда окружающим. Или психолог помогает подчиненному, зависимому человеку узнать о своем праве на агрессивные чувства.

 

Психологическая характеристика ребенка в дошкольном возрасте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: