Супервизия в консультировании

(лекцияР.Резника, США)

 

Супервизия – активный метод обучения консультированию\терапии в групповой\тренинговой или индивидуальной формах. Передача опыта супервизируемого от клиента в присутствии некоторого учителя.

Существует 2 формы супервизии – очная и заочная. Очная – психолог присутствует при работе начинающего психолога\консультанта с клиентом. По запросу психолога супервизор может включиться в работу – котерапия.

Невозможно обучиться консультированию\психотерапии, читая книги или по компьютеру.

 

УРОВНИ СУПЕРВИЗИИ

1. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Кривая формирования\ разрушения гештальта\потребности. Стадии удовлетворения потребности\гештальта.

1\ возбуждение потребности \ид\;

2\ сканирование\анализ потребности, условий удовлетворения потребности \эго\. Мобилизация энергии. К концу стадии эго \ с учетом требований супер-эго\ принимает решение – будет удовлетворяться потребность или нет. Если нет – 3-я стадия не наступает – ПРЕРЫВАНИЕ \фрустрация; невротические состояния\. Возможно включение бессознательных искажений.

3\удовлетворение потребности\ энергетическое разрешение \слияние субъекта с объектом\эго\.

4\ ассимиляция \ «переваривание» \ - включение полученного опыта в общий опыт личности. Возможно включение бессознательных искажений при оценке\интерпретации.

4 стадии – это обычный цикл нашей потребности\ цикл здоровой саморегуляции.

1.2. Структура СЕЛФ: уровни ИД. ЭГО. ПЕРСОНА \Я-концепция\.

 

2. ТЕОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ \ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД\

2.1. ПОЛЕ - уделяет ли психолог достаточно внимания полю, в котором находится клиент, истории этого поля \проблемы, отношений…\ Другие особенности поля: возрастные, половые, социальные, экономические \должностной статус, размер дохода, с кем и где живет клиента …\

2.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: КАК клиент на основе своей феноменологии формирует значения, смыслы.

Как использует психолог феноменологический метод \ вынесение за скобки интерпретаций, собственного личного опыта, опыта работы с другими клиентами…\ Позволение клиенту непосредственно воздействовать на

 

нас\психолога\. Присутствие психолога в контакте с клиентом, способность включать в себя феноменологию клиента. Насколько психолог доступен для диалога.

2.3. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

И психолог, и клиент позволяют себе быть тем, кем они есть, чтобы иметь возможность измениться.

 

3. ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

Структура характера, функции контакта, трансферы, диагноз, история развития проблемы\отношений, специальные аспекты поля. Поддержка клиента внутренняя и внешняя.

Структура селф: «ид»\желания, потребности\;

«эго»\принятие решения об удовлетворении потребности; включение защитных искажений при невозможности удовлетворения потребности; функция контакта\;

«персона»\ Я-концепция, вся система ценностей\.

 

4. ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА

Те же аспекты, что и у клиента. Но есть дополнительная часть.

Психолог\терапевт должен отслеживать, есть ли у него личностные остановки, когда он работает с клиентом.

Задача супервизора – чтобы психолог осознал свои прерывания \какие вопросы пропускает, что не проясняет в аспектах поля, отношений; какие вопросы трудно задать; переспросить, если клиент уходит от ответа …\

 

5. ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КЛИЕНТОМ И ПСИХОЛОГОМ

- диалогические; аутентичные;

- трансферентные – альянс \родительско-детский перенос, сексуальный\;

- экспертные.

Клиент является высшим экспертом по поводу своих переживаний, опыта \ что и как происходило в конфликте, в отношениях\.

Психолог является экспертом по терапии\консультированию: как и какие вопросы задавать, в какие «завешающие», фрустрирующие ситуации «погружать» клиента и т.д.

 

 

6. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПСИХОЛОГОМ И СУПЕРВИЗОРОМ

Они оба эксперты по терапии\консультированию.

Виды отношений:

- отношения сотрудничества, обмен собственным видением на равных;

- определение уровня психологасупервизором в максимально доброжелательной форме.

 

 

7. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Гештальт-подход базируется на осознавании. Мы стараемся, чтобы клиенты начали осознавать, - что они делают и как.

В процессе супервизии мы помогаем психологу осознавать, как он – психолог помогает осознавать клиенту. Что делает психолог, чем «кормит» клиента, советует…

Мы обращаем внимание на типы интервенций, которые психолог делает по отношению к клиенту. Например, интерпретации, - что это мои собственные.

Достаточно ли экспериментов предлагает психолог для повышения осознавания. Достаточно ли они полезны? Типы вопросов – повышают ли они осознавание клиента? Достаточно ли поддержки получает клиент? Задаются ли фрустрирующие вопросы, ситуации, когда клиента получил достаточно поддержки от психолога?.. Психолог следит за временем консультации – оно ограничено \контракт\

 

8. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Психолог несет ответственность за обеспечение обстановки, в которой осуществляется консультирование. Это должно быть отдельное помещение. Клиенту должна быть обеспечена конфиденциальность. Соблюдение этических принципов.

Заключается контракт, договоренность по времени работы и по оплате.

Консультационная работа может быть индивидуальной, с парой, с группой.

Желательно ведение протоколов психологом \отчеты\.

Возможно проведение дополнительной диагностики.

Как построить собственную практику.

Чем больше у психолога собственной практики, тем больше у него самоподдержки и поддержки от коллег.

 

В супервизии обратная связь должна быть КОНКРЕТНОЙ (не расплывчатой) и регулярной. Обратная связь должна быть сбалансирована по поддержке и фрустрации. Супервизия – обучать, давать дополнительные знания психологу.

Сократические вопросы:

Какую информацию ты получил от клиента? Как ты получил эти впечатления от клиента? Какое было твое чувство, когда клиент сделал что-то? Что ты на самом деле хотел сказать клиенту? Как бы ты описал свой стиль, в котором ты обращаешься к клиенту? Какая тема клиента тревожит самого психолога? Вопрос-интервенция действительно проясняет ситуацию? Когда клиент говорит, например, о безнадежности – ты быстро стремишься оправдывать и поддерживать его (не разобравшись в ситуации).

 

Эти вопросы стимулируют психолога подумать, что он делает по отношению к клиенту. И вы проясняете для психолога его проявления, которые он не слишком хорошо осознает.

 

Иногда клиенту нужно, чтобы его послушали. Это ценная потребность. «Я хочу некоторого подтверждения себя.» Если вы сразу пытаетесь что-то делать, может быть вы наоборот прерываете. Может быть нужно просто быть. Дать клиенту больше свободы.

 

Саморегуляция заключается в том, что я сопоставляю мою потребность и окружающий мир и балансирую между ними. Не нарушаю баланс интроектами, представлениями… Мои представления, моя теория: что я должен делать сейчас и что не должен. (Я боюсь сказать «нет», «не хочу», «не могу»…) Это функция личности, которая воспроизводится в отношениях.

Консультирование – это переживание прерывания (осознавание), не прорыв через прерывание. Например, «Скажи это так же громко, как я». Это будет мое действие.

Гештальттерапия предполагает, что человеческий организм саморегулируется. Невроз или характер – это прерывание этой саморегуляции. Консультирование связано с прерываниями, с изучением прерываний.

Задача психолога – фокусировать свое внимание на прерываниях саморегуляции. Само прерывание и есть терапевтический процесс.

Задача психолога– формировать новую точку зрения, новый выбор. Когда есть выбор, тот способ, которым они выберут – это уже их (его) ответственность. Иметь этот реальный выбор – задача психолога.

Вам не нужно лечить, менять что-то. Вам нужно вступить в диалог и следить за процессом прерывания.

Если у вас есть установка на лечение, то вы 1) столкнетесь с сопротивлением; 2) кто-то может измениться (на 5 мин.), тогда на следующей встрече психолог будет раздражаться: «Что ты от меня хочешь?» Если я раздражаюсь, значит я не получаю то, чего ожидаю. Что же это такое, что я хочу от этого человека и не могу получить.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: