Виды налогов и способы их классификации

1. В зависимости от плательщика:

а) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскивае­мые только с налогоплательщиков-организаций (НДС, налог на прибыль и др.).

б) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимае­мые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (НДФЛ, налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или дарения, и др.);

в) общие налоги для физических лиц и организаций — обяза­тельные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогопла­тельщиков независимо от их организационно-правового стату­са. Главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог).

2. В зависимости от формы обложения:

а) прямые — налоги, взимае­мые в процессе приобретения материальных благ, определяе­мые размером объекта обложения и уплачиваемые производи­телем или собственником (налог на прибыль). Прямые налоги подразделяются на:

— личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учи­тывающие финансовую состоятельность плательщика (напри­мер, НДФЛ, налог на прибыль организаций);

— реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных нало­гов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (налог на вмененный доход, земельный налог);

б) косвенные — налоги, взимаемые в про­цессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уп­лачиваемые потребителем (акцизы, НДС и др.). При косвенном налогообложении реальным плательщиком налога является потребитель.

3. По территориальному уровню:

а) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в дей­ствие федеральным органом представительной власти — Госу­дарственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны уста­навливаться непосредственно НК РФ (акцизы);

б) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательны­ми) органами государственной власти субъектов РФ и обяза­тельные к уплате только на территории соответствующего субъ­екта РФ (налог на имущество организаций, транс­портный налог);

в) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соот­ветствующего муниципального образования (земель­ный налог, налог на рекламу, налог на наследование или даре­ние).

4. В зависимости от канала поступления:

а) государственные — налоги, полностью зачисляемые в го­сударственные бюджеты;

б) местные —- налоги, полностью зачисляемые в муници­пальные бюджеты;

в) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюд­жетами различных уровней по определенным квотам;

г) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

5. В зависимости от характера использования:

а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взи­маемых в Российской Федерации;

б) целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предна­значенные для финансирования конкретно-определенных ме­роприятий (земельный налог).

6. В зависимости от периодичности взимания:

а) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение опре­деленного периода при совершении конкретных действий (налог на наследование или дарение);

б) регулярные — налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов не явля­ются исчерпывающими.

 

5. Правовой механизм налога и его элементы.

В ст. 17 НК определено: Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением

налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу

налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст. 3 НК РФ).Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения

порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за отчетный период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;

порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Возможно применение следующих налоговых льгот:
• изъятия — это выведение из под налогообложения отдельных объектов;
• скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;
• налоговые кредиты, под которыми понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.
Налоговый кредит можно подразделить на следующие виды:

снижение ставки налога,

отсрочка или рассрочка уплаты налога,

возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога,

замена уплаты налога натуральным исполнением.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: