Кинопроект (кинофильм): сущность понятия и основные характеристики

54 Кинопродюсер как менеджер кинопроекта: характеристика деятельности исполнительного и функциональных продюсеров. Продюсер в кинематографе — доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Функции продюсера могут выполнять также режиссёры, актёры, сценаристы.

Основная задача продюсера — обеспечить съёмочной группе условия для съёмок фильма, создать ей условия для успешной реализации творческой задачи.

Продюсер находит или ему предлагают идею нового фильма. Он её разрабатывает, продумывает, сколько денег потребуется на её воплощение, находит источники финансирования, приглашает сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате. Что касается отношений с режиссёром, они могут строиться по-разному. Если речь идёт об авторском кино, на первом плане находится режиссёр. Ему или сценаристу принадлежит идея, он сам продумывает концепцию фильма, а продюсер лишь помогает ему этот фильм снять.

Особого пояснения требует пункт с источниками финансирования. Специалисты отмечают, что суть работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он работает. Существует две модели кинематографа: коммерческая и бюджетная. Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли. Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить существенную прибыль. Лидером среди таких стран является США. Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной мере живёт российский кинематограф. И есть колоссальная разница между кинопродюсером в кинематографе, живущем по законам коммерции, и кинематографе, пользующемся поддержкой из бюджета.

Коммерческий вариант означает прибыль от проката. Бюджетный – прибыль от того, что удастся привлечь со стороны госбюджета или спонсоров. Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.

А в условиях современного телепроизводства – это уже не один или несколько человек, а целая продюсерская группа. Продюсерскую группу возглавляет Генеральный продюсер.

Генеральный продюсер работает над проектом с момента приобретения и разработки идеи до готового продукта, выходящего на рынок уже в качестве товара. Генеральный продюсер – это руководитель, совмещающий также функции главного редактора и главного режиссера. Помимо подбора

сценаристов, режиссеров, операторов, актеров и других участников проекта, отвечает за финансовые, организационные и технические вопросы производства.

Исполнительный продюсер.

В крупных проектах Исполнительный продюсер – это представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Исполнительный продюсер непосредственно подчиняется генеральному продюсеру. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. Формирует группу, заключает контракты, контролирует бюджет. При большом объеме работ приглашаются сопродюсеры. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.

Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Больше вовлечен в ежедневное производство, чем просто продюсер (поиск мест съемок, составление графиков работы).

Поиском объектов для съемок может заниматься и отдельный человек – полевой продюсер(локейшн-менеджер).

В его обязанности также входит получение разрешений и заключение договоров на проведение съемок.

Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кино-видеопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.

Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.

Линейный продюсер — следит за бюджетом проекта и ежедневным производством. Практик, организатор, отвечающий за рабочий процесс, контролирующий бюджет, фактические затраты, график работ в соответствии с планом (компьютерная графика, декорации, костюмы, реквизит). Он составляет раскадровку (что на телевидении бывает крайне редко) и последовательность съемок сцен.

Продюсер сегмента – отвечает за определенную часть передачи и продюсирует свою часть проекта.

Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.

Продюсер веб-сайта — контролирует управление сайтом.

Продюсерами бывают также режиссеры, актеры, сценаристы.

Креативный продюсер - отвечает за творчество, за соблюдение стилистического смыслового решения проекта, за образ проекта.

Продюсер постпродакшен – отвечает за все работы, связанные с монтажом, озвучанием,следит за сроками исполнения работ согласно плану и заключением договоров на аренду аппаратуры. В некоторых компаниях их называют техническими продюсерами.

Продюсер спецпроектов – чаще продюсеры, работающие на конкретной тематике.

Шауранер –американское определение, у нас этот термин не используется. Выполняет функции художественного руководителяпрограммы или просто руководителя программы. Он отвечает за креативное направление проекта, генератор идей. Эти функции может выполнять также шеф-редактор проекта.

Различают также: театрального продюсера, музыкального продюсера (существует также продюсер записи или саунд-трека («soundproducer»), продюсера игры (в индустрии компьютерных игр).

Круг вопросов телепродюсера широк. Это:

- выбор и утверждение сценария;

- комплектация съемочных групп и актерских ансамблей;

- изготовление декораций;

- костюмов;

- закупка грима;

- выбор реквизита;

- выбор пиротехники;

- выбор съемочной базы;

- выбор технологии съемки;

- выбор звуковой аппаратуры;

- выбор съемочной аппаратуры;

- выбор компьютерного обеспечения;

- выбор павильонов; выбор и утверждение интерьеров и натуры;

- оплата всех мероприятий, связанных с телепроизводством;

- оплата зарплаты штатных сотрудников съемочной группы;

- оплата обедов на площадке;

- оплата нештатных сотрудников съемочной группы и пр.

Продюсер – это ключевая фигура. Представим, что творческая группа решила выехать на съемки без продюсера. Журналист и оператор не могут договориться по поводу места и времени съёмок, в панике ищут реквизит и костюмы, осветители не знают, куда подключить приборы. В итоге, добравшись до места съёмок, режиссер выясняет, что декорации готовы не все, часть костюмов забыта на складе, а половина актеров потерялась по дороге. Этого не произойдет, если за дело берется продюсер. Называться данная должность может по-разному - в Европе и Америке – это линейный и исполнительный продюсеры. Работа непростая, для очень энергичных и находчивых людей.

Производство телевизионных программ вообще процесс непредсказуемый: сегодня для съемок необходимо найти, например, дрессированную ворону, а уже завтра съемочная группа в полном составе должна оказаться со всей техникой на подводной лодке. Иногда сам процесс съемок занимает всего несколько минут, а подготовка к нему длится неделями.

На исполнительного продюсера ложится большая ответственность. Он первый заместитель генерального продюсера и находится между ним и творческой группой. Он не только следит за соблюдением графика и порядком на съемочной площадке, но и берет на себя решение финансовых вопросов. Может ли творческая группа задействовать в съемках дорогой реквизит или придется заменить его двумя кастрюлями? Действительно ли необходимо вести съемку несколькими камерами и дорогостоящим краном или можно ограничиться только одной камерой? Решение в итоге принимает исполнительныйпродюсер. Много времени у продюсера занимает работа над сметой проекта. Смета делается на основании режиссерского сценария, совмещающего литературное изложение сюжета и технические требования. Если продюсер телевидения понимает, как из сценария рождается готовый сюжет, он сможет оценить ситуацию и заказать

нужное количество оборудования, выделить деньги на декорации, костюмы, реквизит и договориться о месте и времени съемок. Конечно, возможности исполнительного продюсера не безграничны, т.к. на создание каждой программы утверждается бюджет, который надо израсходовать точно в соответствие с просчитанной сметой. Произвести такие расчеты без знаний в области экономики телевещания и основ бухгалтерского учета, конечно, невозможно.

Итак, кто же назначается на должность продюсера телевизионных и радиопрограмм?

Безусловно творческий человек с опытом работы не менее трех лет и профессиональным высшим образованием. При этом, продюсер телевизионных и радиопрограмм

должен знать:

-законодательство о СМИ, регламентирующее коммерческую и рекламную деятельность;

-организацию творческого процесса и технологию создания телевизионных и радиопрограмм;

-менеджмент и маркетинг;

-технические средства телевещания;

-экономику, организацию производства;

-формы и методы проведения рекламных кампаний;

-передовой отечественный и зарубежный опыт производства продукции телевещания;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

В функциональные обязанности продюсера входит:

-организация финансирования проектов телевизионных и радио программ с привлечением собственных средств или средств спонсоров и их продвижение в СМИ;

-обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, а также окупаемость и прибыльность;

-разработка планов реализации телевизионных и радио программ с определением методов их выполнения;

-подбор кадров для осуществления проектов и координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;

-контроль за эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов и соблюдением режима их экономии;

-изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;

-организация и проведение рекламных кампаний, разработанных теле и радио проектов;

-осуществление выбора форм и методов рекламы в СМИ, ее текстового, цветового и музыкального оформления.

55 Сущность понятия «национальный фильм» и его составляющие. Решение о производстве национального фильма принимается Президентом Республики Беларусь, как правило, на основании предложений Министерства культуры Республики Беларусь по итогам открытого республиканского конкурса кинопроектов на производство фильмов. Приоритетными направлениями для создания национальных фильмов являются фильмы, отражающие важнейшие события национальной истории и культуры, современной жизни Республики Беларусь, посвященные общечеловеческим гуманитарным, социальным и нравственным проблемам, событиям мировой истории, имеющим важное социально-культурное значение для Республики Беларусь. Финансирование производства национального фильма осуществляется за счет средств республиканского бюджета при условии, что: производителем фильма (продюсером) или одним из производителей фильма (продюсеров) является юридическое лицо Республики Беларусь, при этом получателем средств является резидент Республики Беларусь; работы и услуги в рамках производства фильма осуществляются резидентами Республики Беларусь на территории Республики Беларусь (за исключением выполнения работ и оказания услуг, которые в Республике Беларусь не выполняются или не оказываются, а также случаев, когда производство фильма осуществляется совместно с иностранными производителями (продюсерами)); не менее 70 процентов состава съемочной группы составляют граждане Республики Беларусь (за исключением случаев, когда производство фильма осуществляется совместно с иностранными производителями (продюсерами)). Финансирование тиражирования национального фильма осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Первоочередные показ и прокат национального фильма осуществляются, как правило, в Республике Беларусь. Исходные материалы национального фильма передаются на хранение в учреждение "Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов" в порядке, установленном законодательством. Конкретные условия производства, показа, проката, тиражирования, продажи национального фильма определяются договором, заключаемым Министерством культуры Республики Беларусь с производителем фильма (продюсером) в соответствии с законодательством.

56 Кинотеатр как социокультурный институт. Специфика организации кинотеатров Беларуси (на выбор). Как некий социальный институт, кино формирует зрителя и влияет на общество, способствуя расширению сознания; в свою очередь общество, воспитанное кинематографом, становится более искушенным в этой сфере и требует от кино новых достижений, как технических, так и творческих. Иначе говоря, между обществом и рожденным им кино существует постоянная и паритетная амбивалентная связь. Кино становится тем более социальным, чем чаще его героем становится отдельный индивид, независимая человеческая личность, сбалансированная жизнь которой есть залог здоровья всего общества в целом. Между кинематографом и обществом существует сложная взаимосвязь, не может быть и речи о том, чтобы рассматривать кинематограф как простое зеркало, отражающее общество в целом. Прежде всего это объясняется тем, что никто, ни один творец, ни один человек в мире не способен охватить всеобъемлющим объективным взглядом ту совокупность, частью которой является. С этих же позиций мы можем подойти к творческой личности, использующей факты прошлого для создания художественного произведения: взгляд на прошлое объективен не более, чем авторское отношение к окружающей действительности. Кинематограф, как и всякое явление, связанное с человеческий жизнедеятельностью, есть составная часть общества, его продукт и способ самовыражения. Таким образом, приходится признать, что кинематографист выражает точку зрения, видение мира, идеологию, которая в свою очередь существует в определенном общественном контексте.

Этот факт довольно легко обнаруживается, когда кинематограф является государственным предприятием и находится в руках власти, открыто или нет формирующей идеологию государства и общества, которые стремится представлять. Все гораздо сложнее, когда кинематографом не руководят официальные инстанции, даже если экономические и моральные императивы обусловливают определеннуюсамоцензуру в творчестве кинематографистов. Одна из характеристик кинематографа заключается в том, что одновременно производится несколько произведений искусства и огромное количество развлекательной продукции. Возникает вопрос, следует ли анализировать все фильмы на одном уровне, не учитывая их «качества»? Другими словами, должны ли мы придавать равное с социологической точки зрения значение так называемым «авторским» фильмам, отражающим индивидуальное мировосприятие (например, «Красная пустння» Антониони и «Презрение» Годара,) и фильмам, воспроизводящим стандартные схемы в соответствии с испытанными моделями и модой (фильмы «системы звезд» во Франции и США)?

В первом случае кинематографист очень часто выступает в роли предвестника, он выражает чувства, предвосхищающие реальную действительность, и позволяет нам задуматься о едва обозначившихся явлениях. В 60-е годы Жан-Люк Годар, вопреки социологическому анализу современников, уверовавших в технический прогресс, благотворное влияние изобилия и массового потребления, что должно было положить конец социальным конфликтам, показал чувство неизбывной тревоги, порожденной экономическими преобразованиями во Франции, деградацию человеческих отношений и склеротические тенденции в сфере коммуникаций между людьми. В то же самое время задолго до официальных исследований Антониони высветил кризис супружества и в особенности женской индивидуальности. В эйфории тех лет трудно было услышать голос этих кинематографистов, понадобились майские события 1968 года и феминистское движение 70-х годов, чтобы прийти к осознанию удивительной тонкости восприятия и таланта, позволивших режиссерам обнаружить уже наметившиеся в недрах общества, но значительно позднее проявившиеся тенденции. Творчество этих художников было абсолютно непохожим на массовую кинематографическую продукцию того времени, представленную легкими комедиями и традиционной драмой. Сама история показала, что не многочисленные развлекательные фильмы наиболее ярко и правдиво свидетельствуют о своем времени, а те, что казались тогда «оригинальными», «поэтическими» или «личными». Ведь именно «форма» Годара и Рене, отказавшихся от обычных структур и показавших картину расколотого на части мира, адекватно соответствовала изменяющейся

реальности, о которой они рассказывали. Эволюцию этой проблематики выражают и многие кинематографисты более позднего периода, такие, как ШантальАкер-ман, ВимВендоре, МаргеритДюрас или Джим Джермуш. Их герои пережили кризис и пришли, если можно так выразиться, к еще большей маргинальности, их собственное «я», блуждая в мире, который уже кажется не структурированным и надежным, а скорее неосязаемым, утратило четкие очертания, находясь на грани почти полного распада. Реальность теряет смысл, становится «ирреальностью», бледным подобием собственного образа. Она - всего лишь пустота. Герои скитаются по безмолвным городам и пустынным пейзажам, они лишены корней, семейной истории, одновременно пассивны и ясновидящи, им свойственна грустная уверенность людей, не верящих ни в социальный успех, ни в солидарность, ни в любовь, словно опьяненных свободой, ведущей к смерти или полному одиночеству. С этой точки зрения кинематограф может рассматриваться как социальный разоблачитель. Не протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не всегда под силу обнаружить средствами научного исследования. Однако не следует ставить знак тождества между кинематографом и социологическим документом, необходимо всегда помнить о том, что роль искусства состоит в том, чтобы задавать вопросы) а не отвечать на них.

57 Театр как объект управления: типы театров и их миссия. Театр - это организация, основной деятельностью которой является создание и публичный показ в живом исполнении театральных постановок, других представлений.

Выделяют основные виды театров: драматический, оперный, музыкальный, народный, театр кукол.

Целью деятельности театра является развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве. Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Персонал театра:

1) артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет";

2) обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".

Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения.

Негосударственным театрам могут предоставляться налоговые и иные льготы; они могут освобождаться от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; на них могут распространяться тарифы на коммунальные услуги, установленные для населения.

Особая миссия театра – доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: