Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте

В юношеском возрасте приходит активное познавательное развитие личности. Продолжается развитие мышления, памяти и формируется целостное осознание того, что происходит вокруг, расширяются границы воображения. Важной особенностью развития мышления является склонность к экспериментированию, в нежелании все принимать на веру. С одной стороны возможности непрерывно растут, совершенствуется память, внимание, характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов. С другой стороны физиологические изменения влекут последствия, мешающие учебе и эффективному развитию познавательных способностей: неустойчивость настроения, повышенная утомляемость, отсутствие адаптации к неудачам, повышенная эмоциональность. Интеллектуальное развитие быстро прогрессирует и проходит ряд этапов:

- способность к абстрактному мышлению(сознание становится более независимым, приходит умение сравнивать, делать выводы)

- мышление более критическое, нет нужды в подтверждении (родителями, учителями)

- возникает способность отличать существенные характеристики понятий от второстепенных,

- развивается моральное мышление, участие в общественной жизни активное, (думает более самостоятельно имеет свою позицию).

За четыре (условно) года подросткового периода отношение школьников к учебе сильно меняется. Именно в это время многое изменяется и в характере учебы. С другой стороны, у подростка появляются новые интересы, увлечения. Становится шире понятие «учение» — для подростка оно не ограничивается школой,онможет приобретать знания по интересующим его предметам самостоятельно и целенаправленно. Бывает, что в школе подросток учится небрежно, списывает и не заботится об оценках, но при этом в свободное от школы время с увлечением занимаются любимым делом, читают специальную литературу. Такой интерес в старшем юношеском возрасте приводит к определению выбора профессии, жизненного пути после окончания школы

Кризис тридцати лет

Примерно к тридцати годам человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что его представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, уже не удовлетворяют его.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, что его юношеские идеалы небесспорны.

Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что уже многого не может изменить в своей жизни, в себе: образование, профессию, привычный образ жизни. Кризис тридцатилетия проявляется в необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – во взрослость.

Конечно, кризис тридцатилетия – название очень условное. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, и случаться неоднократно, наплывами.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, однако их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом ухода со старой работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте – обстановкой, зарплатой, напряженностью графика.

У женщин во время кризиса тридцатилетия часто меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированные на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. А те, кто отдавал все силы работе, часто направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого, он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение его надежд и мечтаний, и усердно трудится для этого.

При этом драматизм и острота переживания кризиса могут быть самыми разными. От ощущения простого внутреннего дискомфорта и мягкого, безболезненного процесса перемен до бурного, очень эмоционального, с нешуточными страстями, приводящими, порой к резкому разрыву прежних взаимоотношений, сопровождающиеся глубокими переживаниями, вплоть до заболеваний. Самые распространённые недомогания в такой период - это депрессия, хроническая усталость, бессонница, повышенная тревожность, немотивированные страхи. Благополучное разрешение кризиса в немалой степени зависит от того, насколько эффективно человек решает свои задачи развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: